Кайхо, или Кайхоку, Юсё (海北友松, 1533 - 1615) – японский художник, живший в периоды Адзути-Момояма и раннего Эдо. Обучался в школе Кано, создавал картины и ширмы в стиле суйбокуга (суми-э, монохромной живописи тушью) и в стиле кинпэкига.
Его детское имя было Сёэки (友徳), а адзана (прозвище) – Юсё. Он был также известен под именем Ютоку (которое, возможно, было его буддийским именем). Как художник Юсё использовал творческие псевдонимы Дзёсэцусай (如切斎) и Юкейсай (有景斎).
Сохранившиеся сведения о жизни этого художника носят отрывочный характер. Сёэки (а именно так назвали его родители) родился в 1533 году в уезде Саката исторической провинции Оми (ныне префектура Сига). Сёэки был пятым (по другим сведениям – третьим) сыном в семье высокопоставленного самурая Кайхо Дзэнэмон Цунатика (海北綱親). По преданиям семья Кайхо была связана с известным в Японии аристократическим родом Гэндзи, который насчитывал пятисотлетнюю историю. Сам Цунатика был старшим вассалом (дзюсин) и крупным военачальником (бусё) на службе у даймё провинции Оми - Адзаи Нагамаса. По одной из версий, Цунатика погиб в 1535 году, когда его младшему сыну Сёэки было всего два года. По другой версии, которая принадлежит сыну Кайхо Юсё, Кайхо Юсэцу, Цунатика погиб в 1573 году вместе со своими старшими сыновьями в сражении против войск Ода Нобунанга.
В юном возрасте будущего художника отдали в один из важнейших дзенских монастырей в Киото – Тофуку-дзи. «В те времена в буддийских монастырях проводили детство и отрочество все отпрыски знатных семейств за исключением старших сыновей. Но лишь меньшая часть их связывали себя монашескими обетами и оставались в монастырях на всю жизнь. Большинство же после нескольких лет обучения, в котором не меньше внимания, нежели медитации и прочей религиозной практике, уделялось классическому китайскому образованию, выходили в мир, приобретя необходимые культурному человеку познания».
Предположительно в Тофуку-дзи юный послушник получил буддийское имя – Ютоку. Став совершеннолетним, Ютоку-Сёэки взял себе взрослое имя (адзана) – Юсё. Его приобщение к искусству началось с того, что в монастыре он увидел работы Мотонобу, попробовал подражать им и неожиданно для себя и окружающих снискал на этом пути определенный успех. Юсё познакомился с Мотонобу и начал брать уроки у мастеров Кано. Старые источники сообщают, что он стал подмастерьем у Эйтоку, который был на десять лет моложе. В этом нет ничего удивительного, ибо Эйтоку вырос в художественной семье и рисовал с раннего детства. С самого начала, работая еще в русле стилистики Кано, Юсё все же отличался от своего учителя более свободным рисунком и предпочтением лаконических, но сюжетных композиций.
В Тофуку-дзи, который был одним из пяти важнейших дзенских монастырей Киото, хранилось множество первоклассных произведений искусства — привезенных из Китая и местных, выполненных дзэнскими монахами в духе китайских образцов (что называлось в Японии кара-э — «китайская живопись»). С ранними монастырскими впечатлениями связан определивший искусство самого Юсё его интерес к материковой живописи периодов Сун и Юань (10-14 века). Впоследствии на его индивидуальной манере весьма ощутимо скажется воздействие почитавшегося в Японии в среде дзенских монахов мастера конца 12 века Лян Кая. В видоизмененном и более декоративно трактованном стиле Лян Кая выполнен ряд дошедших до нас работ Юсё.
Кайхо Юсё получил в Тофуку-дзи прекрасное и разносторонне образование. Помимо художественных талантов Юсё обладал прекрасными познаниями в поэзии Вака, поэзии рэнга и даже в искусстве чайной церемонии (тяною). Как высокоэрудированный и творческий человек Юсё обрёл множество друзей как среди творческой элиты Киото, так и в самурайской среде. Среди друзей Юсё - Соэн Сюнъоку (春屋宗園) из храма Дайтоку-дзи, обладавший глубокими познаниями в тяною, настоятель Тофуку-дзи Сюун Сюто (集雲守藤, 1559-1621), который также был родом из провинции Оми, дзенский монах, военначальник и государственный деятель Экей Анкокудзи (安国寺 恵瓊, 1539-1600), поэт-рэнга Дзёха Сатомура (里村紹巴, 1525-1602), а также крупные военачальники (бусё) Исида Мицунаре (石田三成, 1560-1600), Камэй Коринори (亀井茲矩, 1557-1612) и лучший друг Юсё – Сайто Тосимицу (斎藤利三, 1534-1582).
В 1573 году клан Адзаи Нагамаса, которому служили старшие братья Юсё, был разгромлен войсками Ода Нобунанга и прекратил своё существование. Все братья Юсё погибли. Юсё, которому исполнился 41 год, покинул Тофуку-дзи и вернулся на время к самурайской жизни. Он женился и усердно изучал военное искусство, желая продолжить род Кайхо и возродить его былую самурайскую славу. Однако успехов на этом поприще он не добился, зато стал впоследствии родоначальником династии художников Кайхо и основателем художественной школы Кайхо.
Свой самурайский дух Юсё всё же сумел проявить в одной известной истории, касающейся его близкого друга Сайто Тосимицу. Тосимицу был старшим вассалом даймё Мицухидэ Акэти, восставшего против кровавого и беспринципного Ода Нобунанга. Тосимицу вместе со своим сюзереном принимал участие в осаде Хонно-дзи, во время которой Нобунанга совершил сепуку. Позже войска Мицухидэ были разбиты армией Тоётоми Хидэёси в битве при Ямадзаки в 1582 году, а Тосимицу был схвачен Хидэёси и казнён. По преданиям, Юсё в бою, с копьём в руке, отбил тело распятого Тосимицу, забрал его и тайно похоронил в Синнё-до (真如堂). Похоронив друга с риском для жизни, Юсё позаботился об осиротевшей дочери и жене Тосимицу.
Впоследствии дочь Тосимицу, Фуку, широко известная как Касуга-но Цубонэ, стала кормилицей Иэмицу Токугавы и, благодаря этому, вознеслась на вершину власти в ранний период Эдо. Когда после смерти Юсё его сын Юсэцу влачил бедное существование провинциального художника, она помогла семье Кайхо вновь обрести богатство и славу. Говорят, этим она «вернула свой долг» Юсё, позаботившемся о ней в трудные годы.
После смерти Ода Нобунанга в 1582 году таланты Кайхо Юсё как художника заметил Тоётоми Хидэёси, и Юсё поступает на службу к последнему в резиденции Дзоракудай в Киото. Работы Юсё, созданные в это десятилетие, относят к «раннему» периоду его творчества, хотя Юсё было уже 50 лет. «Ранние» картины Юсё не подписаны и не скреплены его печатью. По стилю они близки к работам художников школы Кано, и авторство Юсё было установлено на основе характерных только для его стиля изображений скальных плато и сосновых игл. Большинство же работ Юсё, дошедших до наших дней, были написаны им в 60-летнем возрасте, поэтому есть ещё много неясных моментов в истории формировании его стиля.
Признание и известность пришли к Юсё в середине 1590-х годов. Его пригласили оформить интерьеры нескольких субхрамов монастыря Кэннин-дзи: Дайтю-ин, Рейто-ин и Дзэнко-ан. В основном, это были настенные росписи (харицукэ-э) и картины на раздвижных перегородках (фусума-э), выполненные в стиле суйбокуга или суми-э (монохромная живопись тушью). Хорошо известны несколько фусума-э, созданных Юсё для субхрама Дзэнко-ан, изображавших так называемых «трёх друзей зимы», почитаемых в буддийской живописи: бамбук, сливу и сосну.
В 1599 году Экей Анкокудзи передал храмовому комплексу Кэннин-дзи несколько построек из монастыря Тофуку-дзи, в том числе Ходзё (Дом настоятеля). Экей был дружен с Кайхо Юсё и пригласил художника оформить интерьер нового ходзё. Из 52 раздвижных панелей (фусума), расписанных Юсё, 50 сохранились до наших дней. Во многих из этих работ остро чувствуется самурайский дух художника. «Семь мудрецов в бамбуковой роще», «Дракон в облаках» и «Музыка, шахматы, каллиграфия, живопись» (яп. «Кинкисёга», Четыре благородных искусства), отнесены к важным культурным ценностям Японии.
Некоторые детали исполнения фусума-э «Дракон в облаках» свидетельствуют о сильном влиянии на Юсё школы Кано — нос дракона, например, выглядит отчетливо как человеческий, — но почти беспрецедентные фоновые особенности, такие как спиральные геометрические формы облаков, уже подчёркивают индивидуальный стиль Юсё.
Расширяя границы своего мастерства, Кайхо Юсё обращает свой взор к стилю кинпэкига и создаёт для дзенского монастыря Мёсин-дзи роскошные шестистворчатые складные ширмы из золотой фольги в жанре «цветы и птицы» (катёга), изображающие цветущие деревья и пионы.
В 1602 году Юсё приглашают в императорский дворец, чтобы оформить интерьер личной резиденции императорского принца Хатидзё (Хатидзёномия) Тосихито (桂宮智仁, 1579-1629). Между Кайхо Юсё и принцем Тосихито установились тёплые дружеские отношения, и Юсё стал частым гостем в семье принца. Наследники Хатидзёномия Тосихито сохранили до наших дней две пары прекрасных складных ширм, расписанных Кайхо Юсё в стиле кинпэки: «Берег и сосны» и «Рыбацкие сети, сохнущие на солнце».
К этому же времени (1602 год) относятся расписанные Юсё складные ширмы «Восемь бессмертных» (Национальный музей Киото) и «Пейзаж» (Токийский национальный музей).
Еще одну настенную роспись, предположительно выполненную Юсё по заказу Токугава Иэясу, можно увидеть в Геккадэн («Зале лунных цветов»). «Зал лунных цветов» первоначально задумывался как часть замка Фусими. В наши дни Геккадэн расположен в Санкейэн, в Йокогаме.
Талант Юсё получил признание не только на родине, но и за её пределами. До наших дней дошла переписка Янагава Тосинага, самурая из клана Цусима, с корейским чиновником Таэгун Парком. В письме, датируемом 1608 годом, кореец восхвалял полученную им картину Кайхо с изображением дракона и желал получить другую. Когда в следующем году был заключен корейско-японский договор, Янагава выполнил это желание, указав, как картины Кайхо способствуют межкультурной дипломатии.
Вершиной славы и признания Юсё как художника стало знакомство Кайхо с императором Го-Ёдзэем (1571-1617). Юсё был представлен императору знакомым аристократом Наканоином Митикацу. Впоследствии Кайхо получил императорский заказ нарисовать Кирин (мифическое существо, похожее на единорога) на императорской биве (лютне) и ее футляре. После росписи императорскую биву начали именовать «Кирин».
Кайхо Юсё умер в 1615 году, в возрасте 83 лет, и был похоронен в Киото, в Синнё-до рядом со своими друзьями Сайто Тосимицу и чайным мастером Тойобо Тёсэй.