Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Синнё-до в Киото

Биография Кайхо Юсё

Кайхо, или Кайхоку, Юсё (海北友松, 1533 - 1615) – японский художник, живший в периоды Адзути-Момояма и раннего Эдо. Обучался в школе Кано, создавал картины и ширмы в стиле суйбокуга (суми-э, монохромной живописи тушью) и в стиле кинпэкига.

Кайхо Юсё и его женаКайхо Юсэцу. Портрет Кайхо Юсё и его женыКайхо Юсэцу. Портрет Кайхо Юсё и его женыКайхо Юсэцу. Портрет Кайхо Юсё и его жены
Частная коллекция

Его детское имя было Сёэки (友徳), а адзана (прозвище) – Юсё. Он был также известен под именем Ютоку (которое, возможно, было его буддийским именем). Как художник Юсё использовал творческие псевдонимы Дзёсэцусай (如切斎) и Юкейсай (有景斎).

Бамбук и утренние глории | Сосна и камелииКайхо Юсё. Бамбук и утренние глорииКайхо Юсо. Сосна и камелии Кайхо Юсё. «Бамбук и утренние глории» (вверху)
Кайхо Юсё. «Сосна и камелии» (внизу)
Художественный музей Кливленда

Сохранившиеся сведения о жизни этого художника носят отрывочный характер. Сёэки (а именно так назвали его родители) родился в 1533 году в уезде Саката исторической провинции Оми (ныне префектура Сига). Сёэки был пятым (по другим сведениям – третьим) сыном в семье высокопоставленного самурая Кайхо Дзэнэмон Цунатика (海北綱親). По преданиям семья Кайхо была связана с известным в Японии аристократическим родом Гэндзи, который насчитывал пятисотлетнюю историю. Сам Цунатика был старшим вассалом (дзюсин) и крупным военачальником (бусё) на службе у даймё провинции Оми - Адзаи Нагамаса. По одной из версий, Цунатика погиб в 1535 году, когда его младшему сыну Сёэки было всего два года. По другой версии, которая принадлежит сыну Кайхо Юсё, Кайхо Юсэцу, Цунатика погиб в 1573 году вместе со своими старшими сыновьями в сражении против войск Ода Нобунанга.

ЛошадиКайхо Юсё. ЛошадиКайхо Юсё. «Лошади»
Художественный музей Михо. Префектура Сига

В юном возрасте будущего художника отдали в один из важнейших дзенских монастырей в Киото – Тофуку-дзи. «В те времена в буддийских монастырях проводили детство и отрочество все отпрыски знатных семейств за исключением старших сыновей. Но лишь меньшая часть их связывали себя монашескими обетами и оставались в монастырях на всю жизнь. Большинство же после нескольких лет обучения, в котором не меньше внимания, нежели медитации и прочей религиозной практике, уделялось классическому китайскому образованию, выходили в мир, приобретя необходимые культурному человеку познания».

Портреты Дарумы (Бодхидхармы)Кайхо Юсё. Портрет Дарумы (Бодхидхармы)Кайхо Юсо. Портрет Дарумы (Бодхидхармы) Кайхо Юсё. Портреты Дарумы (Бодхидхармы)
Художественный музей Хомма (слева)
Институт искусств Детройта (справа)

Предположительно в Тофуку-дзи юный послушник получил буддийское имя – Ютоку. Став совершеннолетним, Ютоку-Сёэки взял себе взрослое имя (адзана) – Юсё. Его приобщение к искусству началось с того, что в монастыре он увидел работы Мотонобу, попробовал подражать им и неожиданно для себя и окружающих снискал на этом пути определенный успех. Юсё познакомился с Мотонобу и начал брать уроки у мастеров Кано. Старые источники сообщают, что он стал подмастерьем у Эйтоку, который был на десять лет моложе. В этом нет ничего удивительного, ибо Эйтоку вырос в художественной семье и рисовал с раннего детства. С самого начала, работая еще в русле стилистики Кано, Юсё все же отличался от своего учителя более свободным рисунком и предпочтением лаконических, но сюжетных композиций.

Осень в Тофуку-дзи

В Тофуку-дзи, который был одним из пяти важнейших дзенских монастырей Киото, хранилось множество первоклассных произведений искусства — привезенных из Китая и местных, выполненных дзэнскими монахами в духе китайских образцов (что называлось в Японии кара-э — «китайская живопись»). С ранними монастырскими впечатлениями связан определивший искусство самого Юсё его интерес к материковой живописи периодов Сун и Юань (10-14 века). Впоследствии на его индивидуальной манере весьма ощутимо скажется воздействие почитавшегося в Японии в среде дзенских монахов мастера конца 12 века Лян Кая. В видоизмененном и более декоративно трактованном стиле Лян Кая выполнен ряд дошедших до нас работ Юсё.

Дзенские сады в Тофуку-дзи

Кайхо Юсё получил в Тофуку-дзи прекрасное и разносторонне образование. Помимо художественных талантов Юсё обладал прекрасными познаниями в поэзии Вака, поэзии рэнга и даже в искусстве чайной церемонии (тяною). Как высокоэрудированный и творческий человек Юсё обрёл множество друзей как среди творческой элиты Киото, так и в самурайской среде. Среди друзей Юсё - Соэн Сюнъоку (春屋宗園) из храма Дайтоку-дзи, обладавший глубокими познаниями в тяною, настоятель Тофуку-дзи Сюун Сюто (集雲守藤, 1559-1621), который также был родом из провинции Оми, дзенский монах, военначальник и государственный деятель Экей Анкокудзи (安国寺 恵瓊, 1539-1600), поэт-рэнга Дзёха Сатомура (里村紹巴, 1525-1602), а также крупные военачальники (бусё) Исида Мицунаре (石田三成, 1560-1600), Камэй Коринори (亀井茲矩, 1557-1612) и лучший друг Юсё – Сайто Тосимицу (斎藤利三, 1534-1582).

Сайто ТосимицуКайхо Юсэцу. Сайто ТосимицуОтиай Йосиику. Сайто Тосимицу

В 1573 году клан Адзаи Нагамаса, которому служили старшие братья Юсё, был разгромлен войсками Ода Нобунанга и прекратил своё существование. Все братья Юсё погибли. Юсё, которому исполнился 41 год, покинул Тофуку-дзи и вернулся на время к самурайской жизни. Он женился и усердно изучал военное искусство, желая продолжить род Кайхо и возродить его былую самурайскую славу. Однако успехов на этом поприще он не добился, зато стал впоследствии родоначальником династии художников Кайхо и основателем художественной школы Кайхо.

Монастырь Дайтоку-дзи
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
 

Свой самурайский дух Юсё всё же сумел проявить в одной известной истории, касающейся его близкого друга Сайто Тосимицу. Тосимицу был старшим вассалом даймё Мицухидэ Акэти, восставшего против кровавого и беспринципного Ода Нобунанга. Тосимицу вместе со своим сюзереном принимал участие в осаде Хонно-дзи, во время которой Нобунанга совершил сепуку. Позже войска Мицухидэ были разбиты армией Тоётоми Хидэёси в битве при Ямадзаки в 1582 году, а Тосимицу был схвачен Хидэёси и казнён. По преданиям, Юсё в бою, с копьём в руке, отбил тело распятого Тосимицу, забрал его и тайно похоронил в Синнё-до (真如堂). Похоронив друга с риском для жизни, Юсё позаботился об осиротевшей дочери и жене Тосимицу.

Впоследствии дочь Тосимицу, Фуку, широко известная как Касуга-но Цубонэ, стала кормилицей Иэмицу Токугавы и, благодаря этому, вознеслась на вершину власти в ранний период Эдо. Когда после смерти Юсё его сын Юсэцу влачил бедное существование провинциального художника, она помогла семье Кайхо вновь обрести богатство и славу. Говорят, этим она «вернула свой долг» Юсё, позаботившемся о ней в трудные годы.

Касуга-но ЦубонэНеизвестный художник. Портрет Касуга-но ЦубонэПортрет Касуга-но Цубонэ
Субхрам Ринсё-ин монастыря Мёсиндзи. Токио

После смерти Ода Нобунанга в 1582 году таланты Кайхо Юсё как художника заметил Тоётоми Хидэёси, и Юсё поступает на службу к последнему в резиденции Дзоракудай в Киото. Работы Юсё, созданные в это десятилетие, относят к «раннему» периоду его творчества, хотя Юсё было уже 50 лет. «Ранние» картины Юсё не подписаны и не скреплены его печатью. По стилю они близки к работам художников школы Кано, и авторство Юсё было установлено на основе характерных только для его стиля изображений скальных плато и сосновых игл. Большинство же работ Юсё, дошедших до наших дней, были написаны им в 60-летнем возрасте, поэтому есть ещё много неясных моментов в истории формировании его стиля.

Монастырь в горах | Пейзаж с ПавильономКайхо Юсё. Монастырь в горахКайхо Юсо. Пейзаж с Павильоном Кайхо Юсё. «Монастырь в горах» (вверху)
Кайхо Юсё. «Пейзаж с Павильоном» (внизу)
Художественный музей МОА. Атами

Признание и известность пришли к Юсё в середине 1590-х годов. Его пригласили оформить интерьеры нескольких субхрамов монастыря Кэннин-дзи: Дайтю-ин, Рейто-ин и Дзэнко-ан. В основном, это были настенные росписи (харицукэ-э) и картины на раздвижных перегородках (фусума-э), выполненные в стиле суйбокуга или суми-э (монохромная живопись тушью). Хорошо известны несколько фусума-э, созданных Юсё для субхрама Дзэнко-ан, изображавших так называемых «трёх друзей зимы», почитаемых в буддийской живописи: бамбук, сливу и сосну.

Сосна и Слива в лунном светеКайхо Юсё. Сосна и Слива в лунном светеКайхо Юсо. Сосна и Слива в лунном свете Кайхо Юсё. «Сосна и Слива в лунном свете»
Художественный музей Нельсона-Аткинс

В 1599 году Экей Анкокудзи передал храмовому комплексу Кэннин-дзи несколько построек из монастыря Тофуку-дзи, в том числе Ходзё (Дом настоятеля). Экей был дружен с Кайхо Юсё и пригласил художника оформить интерьер нового ходзё. Из 52 раздвижных панелей (фусума), расписанных Юсё, 50 сохранились до наших дней. Во многих из этих работ остро чувствуется самурайский дух художника. «Семь мудрецов в бамбуковой роще», «Дракон в облаках» и «Музыка, шахматы, каллиграфия, живопись» (яп. «Кинкисёга», Четыре благородных искусства), отнесены к важным культурным ценностям Японии.

Семь мудрецов в бамбуковой роще
Семь мудрецов в бамбуковой роще (фрагмент)
Семь мудрецов в бамбуковой роще (фрагмент)
Семь мудрецов в бамбуковой роще (фрагмент)
Семь мудрецов в бамбуковой роще (фрагмент)
Семь мудрецов в бамбуковой роще (фрагмент)
Семь мудрецов в бамбуковой роще (фрагмент)
 
Дзенский монастырь Кэнниндзи. Киото
Музыка, шахматы, каллиграфия, живопись
Кото, шахматы, каллиграфия, живопись
Кото, шахматы, каллиграфия, живопись
Кото, шахматы, каллиграфия, живопись
Кото, шахматы, каллиграфия, живопись
 
Дзенский монастырь Кэнниндзи. Киото

Некоторые детали исполнения фусума-э «Дракон в облаках» свидетельствуют о сильном влиянии на Юсё школы Кано — нос дракона, например, выглядит отчетливо как человеческий, — но почти беспрецедентные фоновые особенности, такие как спиральные геометрические формы облаков, уже подчёркивают индивидуальный стиль Юсё.

Дракон в облаках (фусума)Кайхо Юсё. Дракон в облакахКайхо Юсо. Облачный Дракон Кайхо Юсё. «Дракон в облаках»
Дзенский монастырь Кэнниндзи. Киото

Расширяя границы своего мастерства, Кайхо Юсё обращает свой взор к стилю кинпэкига и создаёт для дзенского монастыря Мёсин-дзи роскошные шестистворчатые складные ширмы из золотой фольги в жанре «цветы и птицы» (катёга), изображающие цветущие деревья и пионы.

Пионы и цветущая сливаКайхо Юсё. Пионы и цветущая сливаКайхо Юсо. Пионы и цветущая слива Кайхо Юсё. «Пионы и цветущая слива»
Дзенский монастырь Мёсиндзи. Киото

В 1602 году Юсё приглашают в императорский дворец, чтобы оформить интерьер личной резиденции императорского принца Хатидзё (Хатидзёномия) Тосихито (桂宮智仁, 1579-1629). Между Кайхо Юсё и принцем Тосихито установились тёплые дружеские отношения, и Юсё стал частым гостем в семье принца. Наследники Хатидзёномия Тосихито сохранили до наших дней две пары прекрасных складных ширм, расписанных Кайхо Юсё в стиле кинпэки: «Берег и сосны» и «Рыбацкие сети, сохнущие на солнце».

Песчаный берег и сосныКайхо Юсё. Песчаный берег и сосныКайхо Юсё. «Песчаный берег и сосны». 1605 г.
Агенство Императорского двора
Рыбацкие сети, сохнущие на солнцеКайхо Юсё. Рыбацкие сети, сохнущие на солнцеКайхо Юсо. Рыбацкие сети, сохнущие на солнце Кайхо Юсё. «Рыбацкие сети, сохнущие на солнце»
Агенство Императорского двора

К этому же времени (1602 год) относятся расписанные Юсё складные ширмы «Восемь бессмертных» (Национальный музей Киото) и «Пейзаж» (Токийский национальный музей).

ПейзажиКайхо Юсо. ПейзажКайхо Юсо. Пейзаж Кайхо Юсё. Пейзажи
Частная коллекция | Токийский национальный музей
Восемь бессмертныхКайхо Юсё. Восемь бессмертныхКайхо Юсё. «Восемь бессмертных»
Национальный музей Киото

Еще одну настенную роспись, предположительно выполненную Юсё по заказу Токугава Иэясу, можно увидеть в Геккадэн («Зале лунных цветов»). «Зал лунных цветов» первоначально задумывался как часть замка Фусими. В наши дни Геккадэн расположен в Санкейэн, в Йокогаме.

Горный пейзажКайхо Юсё. Горный пейзажКайхо Юсё. Горный пейзажКайхо Юсё. «Горный пейзаж». 1602 г.
Музей искусств Сэнт-Льюиса
Пейзаж с павильонамиКайхо Юсё. Пейзаж с павильонамиКайхо Юсё. Пейзаж с павильонамиКайхо Юсё. «Пейзаж с павильонами»
Музей азиатского искусства Сан-Франциско

Талант Юсё получил признание не только на родине, но и за её пределами. До наших дней дошла переписка Янагава Тосинага, самурая из клана Цусима, с корейским чиновником Таэгун Парком. В письме, датируемом 1608 годом, кореец восхвалял полученную им картину Кайхо с изображением дракона и желал получить другую. Когда в следующем году был заключен корейско-японский договор, Янагава выполнил это желание, указав, как картины Кайхо способствуют межкультурной дипломатии.

Трое и скисшее вино | Кандзан и ДзиттокуКайхо Юсё. Трое и скисшее виноКайхо Юсо. Кандзан и Дзиттоку Кайхо Юсё. «Трое и скисшее вино»
Кайхо Юсё. «Кандзан и Дзиттоку»
Дзенский монастырь Мёссиндзи. Киото

Вершиной славы и признания Юсё как художника стало знакомство Кайхо с императором Го-Ёдзэем (1571-1617). Юсё был представлен императору знакомым аристократом Наканоином Митикацу. Впоследствии Кайхо получил императорский заказ нарисовать Кирин (мифическое существо, похожее на единорога) на императорской биве (лютне) и ее футляре. После росписи императорскую биву начали именовать «Кирин».

Синнё-до (Синсё-Гокуракудзи) в Киото

Кайхо Юсё умер в 1615 году, в возрасте 83 лет, и был похоронен в Киото, в Синнё-до рядом со своими друзьями Сайто Тосимицу и чайным мастером Тойобо Тёсэй.

Синнё-до. Киото
Синсё Гокураку-дзи (Синнё-до)
Синсё Гокураку-дзи (Синнё-до)
Синсё Гокураку-дзи (Синнё-до)
Синсё Гокураку-дзи (Синнё-до)
Синсё Гокураку-дзи (Синнё-до)
Синсё Гокураку-дзи (Синнё-до)
Синсё Гокураку-дзи (Синнё-до)