Хуаняо-хуа (花鳥画, «картины цветов и птиц») – жанр китайской живописи, предметом которого являются цветы и птицы. (Японской живописи в жанре «цветы и птицы» посвящена отдельная статья: «Цветы и птицы (катёга)».)
Согласно китайской традиции, жанр «цветы и птицы» имеет расширенное обозначение - «цветы, птицы, рыбы и насекомые» (花鳥魚蟲画), то есть охватывает широкий спектр природных тем (предметов) живописи, включая деревья, растения, цветы, рыб, насекомых, птиц, домашних животных (собак, кошек) и т.д.
Зарождение жанра «хуаняо / катёга» произошло в Китае позже прочих основных жанров, хотя изображения птиц встречаются на самых ранних сохранившихся китайских рисунках периода Сражающихся царств, на глиняной и бронзовой посуде и на изделиях из камня. Растения в изобразительном искусстве встречаются ещё раньше — в конце периода Хань, однако они явно были заимствованы с Запада и распространялись довольно медленно. Постепенно изображения цветов стали ближе к реальной китайской флоре, и под влиянием китайской поэтической традиции художники начали передавать образы и настроение через цветы и птиц. Так, зимородки символизировали благородство, а сосна — уединение.
С периода Шести династий до династии Тан в Китае хуаняо стал выделяться в самостоятельный жанр светской живописи. Известно множество несохранившихся изображений периода владычества династии Суй — «Мэйхуа и трясогузка», «Голуби и груша», «Цапля и пруд с цветами лотоса», относящихся к этому жанру. Первыми художниками, прославившимися изображением птиц, стали Сюэ Цзи (薛稷, 645-713) и Биань Луань (辺鸞), жившие в конце VIII – начале IX веков. Множество пионеров хуаняо жили на юге Китая, на территории нынешней провинции Сычуань. К сожалению, образцы живописи хуаняо династий Суи и Тан не сохранились. Остались лишь письменные свидетельства художников и живописцев того времени об этих работах.
Взлёт популярности хуаняо пришёлся на период пяти династий (первая половина X века) и связан с именами художников Хуан Цюань (哳㥳, ок. 900 – 965) и Сюй Си (徐熙, 937-975). Их часто называют основателями жанра хуаняо, так как работы Сюэ Цзи и Биань Луаня до наших дней не дошли. Несомненно одно: Хуан Цюань и Сюй Си были непревзойдёнными мастерами жанра «цветы и птицы» и сформировали два его основных течения. Живописец при императорском дворе, Хуан Цюань опирался на непосредственные наблюдения природы, для его творчества характерен «контурный» метод работы кистью с акцентом на яркие цвета, заполняющие тщательно очерченный контур (гунби).
Сюй Си, который, как пишет историк и критик искусства XI века Го Жосюй, «предавался фантазии в сельской жизни», заложил другую стилистическую разновидность жанра – рисование размывами туши, когда объект воплощается во всей полноте за счёт изображения одного определяющего свойства. Поэтому в китайской эстетике стиль Цюаня получил название «сешэн» (буквально — «писать жизнь»), а стиль Си — «сеи» (то есть «писать идею»).
В дальнейшем манера Сюй Си сеи распространилась благодаря успеху эстетики Сюй Вэя и Чэнь Даофу. Одним из сунских представителей сеи был Цуй Бо. Более поздний сунский художник, Ван Шэнь, писал как бамбук и простые монохромные пейзажи, так и монументальные красочные пейзажные картины.
Также среди мастеров этого времени называют Чжао Чана, работавшего в Сычуани. В целом считалось, что удачная картина-хуаняо выражает столь же много, сколько большой пейзаж, но делает это посредством ограниченного количества элементов. Художники стремились постичь «дао» природы и её саму. Поэт и каллиграф Сыкун Ту писал: «Природа немая, мёртвая для других и красноречивая для идеального поэта».
Популярность данного жанра увеличил, в числе прочего, подъём неоконфуцианства, содержание и характер которого удачно совпали с «цветами и птицами», а также тот факт, что интеллектуалы традиционно ассоциировали себя с «учёными» птицами, а не с «сильными» зверями.
В период Сун (X—XIII века) происходит расцвет пейзажной живописи и живописи «цветов и птиц», усиливается литературное влияние на них. В жанре хуаняо работали известные художники Академии Художеств династии Сун: император Хуэй-цзун (徽宗), Лянь Чжон (李安忠) и Ли Ди (李廸). Выдающимся примером служит картина Хуэй-цзуна «Ветка персика и голубь».
Сунских художников привлекала крупная форма, они создавали на горизонтальных свитках огромные многометровые произведения, однако многие пейзажисты также обращались к «малой форме» — хуаняо. Так, Ма Юань и Ся Гуй, работавшие в разных формах, обобщили в своих картинах тщательные наблюдения за природой, сделанные их предшественниками.
С другой стороны, среди художников южнокитайского «литературного» стиля и чаньских художников дальнейшее развитие получила монохромная живопись тушью (суйбокуга). Сохранилось несколько образцов суйбокуга в жанре «цветы и птицы», приписываемых Му Ци (牧谿).
Однако более популярным предметом для художников суйбокуга, работавших в жанре «цветы и птицы», были орхидеи и бамбук. Во времена династии Юань известным мастером монохромных орхидей был Сюэ-Чжуан Пу-мин.
Крупнейшими юаньскими пейзажистами, обращавшимися к хуаняо, были Чжао Мэнфу, У Чжэнь, Ли Кань, Ни Цзань и Гу Ань.
Мода на хуаняо не сходит ещё долго: в период Мин (XIV—XVII столетия) он продолжал оставаться одним из излюбленных жанров. Количество художников и школ в Китае в это время необычайно выросло. Выдающимся представителем жанра «цветы и птицы» династии Мин был Люй Цзи (呂紀; приблизительно 1439 - 1505 гг.)
Период Цин (XVII—XIX век) стал временем, когда внимание теоретиков китайской живописи было обращено на композицию и технику реалистичного изображения тончайших элементов пейзажа. Несмотря на это, если в работах художника не было вдохновения, а лишь только техническое совершенство, то его считали мастером категории «нэн», самой низкой из четырёх (кит. 逸神妙能). В хуаняо этого времени главенствовал принцип рисования с натуры («сешэн»).
Юнь Шоупин, живший в XVII веке на юге Китая, оставил множество изображений мэйхуа и лотосов, он многократно обращался к одним и тем же сюжетам, интерпретируя их и стремясь передать различные способы увидеть красоту природы. Чжу Да начал осовременивать стагнировавшие образы, привнося в них новые композиционные приёмы и даже элемент гротеска; минимальными средствами он создавал ощущение трепетной недоговорённости. Творившее в XVIII веке объединение «Восемь чудаков из Янчжоу» породило новое направление в живописи.
Во второй половине XIX и начале XX века жанр «цветы и птицы» стал пристанищем консерваторов, не желавших отступать от канонов. Новые веяния появились в произведениях Чэнь Шицзэна, У Чаншо, Жэнь Боняня. Яркие картины Чэнь Шицзэна производят свежее впечатление, так как средневековые писались в приглушённых тёплых тонах. Эти новые художники применяли европейскую линейную перспективу и расширили круг изображаемых предметов; в творчестве более поздних авторов явно заметно их влияние. Крупным мастером жанра, жившим в XX веке, был Ци Байши.
Японской живописи в жанре «цветы и птицы» посвещена отдельная статья: Цветы и птицы (катёга).