В отличие от многих мастеров японского искусства, о жизни которых мало что известно, биография и творческий путь Сэссю (Тойо) Ода подробно описаны. Родился Сэссю в 1420 году недалеко от городка Содзя в исторической (ныне не существующей) провинции Биттю1, что на западе острова Хонсю. В Содзя находились провинциальное правительство и храм Кокубун-дзи.
Согласно классической версии он родился в селении Акахама2. Фамилия Сэссю – Ода, а настоящее имя (от рождения) неизвестно. Ода - означает «маленькие поля» и ассоциируется с тяжелой работой на заболоченных рисовых полях провинции Биттю. Однако это вовсе не доказывает его крестьянское происхождение, о котором некоторые пишут как о факте3. Наоборот, общепринятой в Японии версией является происхождение Сэссю из самурайской семьи. Рёан Кейго, друг и современник Сэссю, в своём «Описании Тэнкай-дзу-гаро» (1486 г.) сообщал даже, что клан Ода является ветвью древнего японского клана Фудзивара.
В Акахама есть памятный монумент с эпитафией в честь Сэссо4-Сэссю, рожденного в этом селении. Однако надпись эта была сделана лишь в 20 веке, в 1956 году. Именно в этот год участники Всемирного Совета Мира на проходившей в столице Австрии сессии номинировали десять человек, которые внесли наибольший вклад в мировую культуру, и почтили их память. Сэссю был среди этих десяти деятелей культуры вместе с Леонардо да Винчи. В Советском Союзе и Венгрии даже были выпущены марки, посвященные Сэссю.
По другой версии родина Сэссю не Акахама, а Танака. Там тоже находится памятный камень в честь Сэссю. Надпись на памятнике свидетельствует, что гонзаэмон Нобукиё Такума из провинции Ивами переехал в провинцию Биттю и служил клану Омори, а после падения клана Омори построил резиденцию и обосновался в местности, где установлен памятник. Сын Нобукиё – Гента - стал послушником в храме Хофуку-дзи в Ияме. Говорят, что он путешествовал в Китай (Мин) в эпоху Кансё, изучал Дзэн, стал искусным в живописи и называл себя Сэссю.
В раннем (предположительно – пятилетнем) возрасте Сэссю был отдан в дзенский монастырь Хофуку-дзи в Ияма, находившийся примерно в пяти километрах как от селения Акахама, так и от селения Танака. Достаточно распространенной версией в западной историографии является информация о том, что Сэссю был отдан в Хофуку-дзи в 11-ти летнем возрасте, а в Киото попал, когда ему было 20 лет. Такие данные содержатся в статье о Сэссю в авторитетной Британской Энциклопедии и основываются на наиболее полной англоязычной биографии художника – «Под печатью Сэссю», написанной доктором Картер Ковэлл в 1941 году. Однако все современные японские источники указывают на то, что Сэссю прибыл в Сёкоку-дзи (Киото) в третий год эры Эйкё, то есть в 1431 году. Далее мы будем придерживаться именно этой версии.
До начала двадцатого века в японской историографии бытовала версия о том, что Сэссю был незаконным сыном дзенского монаха из Хофуку-дзи (незаконным в виду того, что буддийские монахи давали обет безбрачия), и что этим объясняется пребывание Сэссю в Хофуку-дзи с ранних лет. Но уже в 1908 году д-р Хамада в своём исследовании «Раннее духовное обучение Сэссю» аргументированно опроверг эту версию. Тот факт, что родившись в самурайской семье, мальчик не был произведен в самураи, а был отдан в дзэнский храм, не означал, что Сэссю был лишен родительского благословения. Напротив, это было скорее привилегией самурайского сословия, так как дзенские храмы были в то время аналогами современных школ.
«В те времена в буддийских монастырях проводили детство и отрочество все отпрыски знатных семейств за исключением старших сыновей. Но лишь меньшая часть их связывали себя монашескими обетами и оставались в монастырях на всю жизнь. Большинство же после нескольких лет обучения, в котором не меньше внимания, нежели медитации и прочей религиозной практике, уделялось классическому китайскому образованию, выходили в мир, приобретя необходимые культурному человеку познания»5.
В те годы Хофуку-дзи6 был образцом дзенского монастыря периода Камакура со свойственными той эпохе аскетизмом и железной дисциплиной. Там не было монахов-художников, которые могли бы раскрыть и развивать талант юного библиотекаря Тойо. Поэтому первым учителем будущего великого художника была, как он сам это часто повторял, удивительная и неповторимая природа региона Биттю. Ведь Хофуку-дзи располагался рядом с ущельем Гёкэй, настоящим природным чудом - более шестнадцати километров скал с прекрасным видом на протекавшую через ущелье реку. О неизгладимом впечатлении, которое оказала красота этих мест на маленького Тойо, говорит один из творческих псевдонимов Сэссю, который он использовал, уже покинув эти края, - «Би Кэйсай», что означает «Студия в ущелье Биттю». Гордость Сэссю за свой родной край проявлялась и в зрелые годы, уже по возвращении из Китая, когда он подписал ряд своих картин «Бийо Сэссю» или «Сэссю из края Биттю».
Самая известная из многих легенд о Сэссю гласит, что уже в раннем возрасте он проявлял признаки большой любви к искусству и нетерпение к железной дисциплине. Он так любил рисовать, что ради искусства часто нарушал внутренний распорядок монастыря, игнорируя чтение сутр и практику дзадзен. В один прекрасный день наставник в наказание привязал его к столбу в одном из храмовых зданий и оставил его там до вечера. Лишенный возможности рисовать, Тойо даже расплакался. Слезы падали на пыльный пол… И тогда юный послушник стал рисовать на полу, используя свои слезы вместо чернил, а пальцы ног вместо связанных рук.
Когда наступил вечер, наставник пришел освободить его и с удивлением увидел крысу у ног юного послушника. Она была так искусно нарисована, что поначалу наставник принял её за настоящую. И лишь подойдя ближе и приглядевшись получше, он понял, что крысу нарисовал Тойо.
И с той поры наставник разрешил Тойо развивать свои природные дарования. Как и всякая легенда, вряд ли эта история абсолютно правдива… Однако теперь легенда живет своей собственной жизнью в скульптурах и картинах.
И одна из версий этой легенды даже гласит, что столь искусно нарисованная крыса ожила и перегрызла веревки, чтобы освободить своего создателя!
Независимо от того, насколько правдива эта легенда, она явно указывает на то, что Сэссю уже с детства проявил свои художественные дарования, и родители хотели, чтобы мальчик развивал свой талант. Культурными и художественными центрами в то время были дзенские храмы Киото, находившиеся под патронажем сёгунов Асикага. Этим, вероятно, и объясняется тот факт, что впоследствии Тойо попал в один из важнейших монастырей системы годзан – Сёкоку-дзи в Киото. Ведь именно в Сёкоку-дзи располагалась основанная Дзёсэцу Академия художеств в Киото, которую после смерти основателя возглавил ученик Дзёсэцу – Тенсё Сюбун.
2 Версия Акахамы восходит к моменту выхода в свет в 1691 году «Хонтё Гаси» (Истории живописи Японии). История была написана Кано Сансецу, Кано Эйно и конфуцианским ученым Курокавой Дойю.
3 Воронова Б. Тойо Ода. Москва. 1958 г. стр.5
4 См. материал «Тайны имени Сэссю»
5 Штейнер Е.С. «Иккю Содзюн». Москва, 1987 г., стр.24
6 Храм был основан в 1232 году и сохранился по сей день, хотя древние постройки были уничтожены.