Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста

Ранние годы Сэссю

В отличие от многих мастеров японского искусства, о жизни которых мало что известно, биография и творческий путь Сэссю (Тойо) Ода подробно описаны. Родился Сэссю в 1420 году недалеко от городка Содзя в исторической (ныне не существующей) провинции Биттю1, что на западе острова Хонсю. В Содзя находились провинциальное правительство и храм Кокубун-дзи.

Храм Кокубун-дзи
Храм Кокубун-дзи в Содзя
Храм Кокубун-дзи в Содзя
Храм Кокубун-дзи в Содзя
Храм Кокубун-дзи в Содзя
Храм Кокубун-дзи в Содзя
Храм Кокубун-дзи в Содзя
Храм Кокубун-дзи в Содзя
Храм Кокубун-дзи в Содзя
Храм Кокубун-дзи в Содзя
Храм Кокубун-дзи в Содзя
Храм Кокубун-дзи в Содзя
Храм Кокубун-дзи в Содзя
 

Согласно классической версии он родился в селении Акахама2. Фамилия Сэссю – Ода, а настоящее имя (от рождения) неизвестно. Ода - означает «маленькие поля» и ассоциируется с тяжелой работой на заболоченных рисовых полях провинции Биттю. Однако это вовсе не доказывает его крестьянское происхождение, о котором некоторые пишут как о факте3. Наоборот, общепринятой в Японии версией является происхождение Сэссю из самурайской семьи. Рёан Кейго, друг и современник Сэссю, в своём «Описании Тэнкай-дзу-гаро» (1486 г.) сообщал даже, что клан Ода является ветвью древнего японского клана Фудзивара.

Памятник Сэссю в Акахаме
Памятник Сэссю в Акахаме
Памятник Сэссю в Акахаме
Памятник Сэссю в Акахаме
Памятник Сэссю в Акахаме
Памятник Сэссю в Акахаме
 

В Акахама есть памятный монумент с эпитафией в честь Сэссо4-Сэссю, рожденного в этом селении. Однако надпись эта была сделана лишь в 20 веке, в 1956 году. Именно в этот год участники Всемирного Совета Мира на проходившей в столице Австрии сессии номинировали десять человек, которые внесли наибольший вклад в мировую культуру, и почтили их память. Сэссю был среди этих десяти деятелей культуры вместе с Леонардо да Винчи. В Советском Союзе и Венгрии даже были выпущены марки, посвященные Сэссю.

Марки, посвященные Тойо ОдаТойо Ода (Сессю). СССР. 1956 г.Тойо Ода (Сессю). Венгрия. 1956 г. Тойо Ода (Сессю). 1956 г. СССР, Венгрия

По другой версии родина Сэссю не Акахама, а Танака. Там тоже находится памятный камень в честь Сэссю. Надпись на памятнике свидетельствует, что гонзаэмон Нобукиё Такума из провинции Ивами переехал в провинцию Биттю и служил клану Омори, а после падения клана Омори построил резиденцию и обосновался в местности, где установлен памятник. Сын Нобукиё – Гента - стал послушником в храме Хофуку-дзи в Ияме. Говорят, что он путешествовал в Китай (Мин) в эпоху Кансё, изучал Дзэн, стал искусным в живописи и называл себя Сэссю.

Памятник Сэссю в ТанакаПамятник Сэссю в Танака Сэссю - Гента Такума?

В раннем (предположительно – пятилетнем) возрасте Сэссю был отдан в дзенский монастырь Хофуку-дзи в Ияма, находившийся примерно в пяти километрах как от селения Акахама, так и от селения Танака. Достаточно распространенной версией в западной историографии является информация о том, что Сэссю был отдан в Хофуку-дзи в 11-ти летнем возрасте, а в Киото попал, когда ему было 20 лет. Такие данные содержатся в статье о Сэссю в авторитетной Британской Энциклопедии и основываются на наиболее полной англоязычной биографии художника – «Под печатью Сэссю», написанной доктором Картер Ковэлл в 1941 году. Однако все современные японские источники указывают на то, что Сэссю прибыл в Сёкоку-дзи (Киото) в третий год эры Эйкё, то есть в 1431 году. Далее мы будем придерживаться именно этой версии.

До начала двадцатого века в японской историографии бытовала версия о том, что Сэссю был незаконным сыном дзенского монаха из Хофуку-дзи (незаконным в виду того, что буддийские монахи давали обет безбрачия), и что этим объясняется пребывание Сэссю в Хофуку-дзи с ранних лет. Но уже в 1908 году д-р Хамада в своём исследовании «Раннее духовное обучение Сэссю» аргументированно опроверг эту версию. Тот факт, что родившись в самурайской семье, мальчик не был произведен в самураи, а был отдан в дзэнский храм, не означал, что Сэссю был лишен родительского благословения. Напротив, это было скорее привилегией самурайского сословия, так как дзенские храмы были в то время аналогами современных школ.

«В те времена в буддийских монастырях проводили детство и отрочество все отпрыски знатных семейств за исключением старших сыновей. Но лишь меньшая часть их связывали себя монашескими обетами и оставались в монастырях на всю жизнь. Большинство же после нескольких лет обучения, в котором не меньше внимания, нежели медитации и прочей религиозной практике, уделялось классическому китайскому образованию, выходили в мир, приобретя необходимые культурному человеку познания»5.

Легендарный Хофуку-дзи в наши дни
Ияма Хофуку-дзи. Окаяма
Ияма Хофуку-дзи. Окаяма
Ияма Хофуку-дзи. Окаяма
Ияма Хофуку-дзи. Окаяма
Ияма Хофуку-дзи. Окаяма
Ияма Хофуку-дзи. Окаяма
Ияма Хофуку-дзи. Окаяма
Ияма Хофуку-дзи. Окаяма
Ияма Хофуку-дзи. Окаяма
Ияма Хофуку-дзи. Окаяма
Ияма Хофуку-дзи. Окаяма
Ияма Хофуку-дзи. Окаяма
 

В те годы Хофуку-дзи6 был образцом дзенского монастыря периода Камакура со свойственными той эпохе аскетизмом и железной дисциплиной. Там не было монахов-художников, которые могли бы раскрыть и развивать талант юного библиотекаря Тойо. Поэтому первым учителем будущего великого художника была, как он сам это часто повторял, удивительная и неповторимая природа региона Биттю. Ведь Хофуку-дзи располагался рядом с ущельем Гёкэй, настоящим природным чудом - более шестнадцати километров скал с прекрасным видом на протекавшую через ущелье реку. О неизгладимом впечатлении, которое оказала красота этих мест на маленького Тойо, говорит один из творческих псевдонимов Сэссю, который он использовал, уже покинув эти края, - «Би Кэйсай», что означает «Студия в ущелье Биттю». Гордость Сэссю за свой родной край проявлялась и в зрелые годы, уже по возвращении из Китая, когда он подписал ряд своих картин «Бийо Сэссю» или «Сэссю из края Биттю».

Биттю. Гёкей «Биттю». Утагава Хиросигэ. 1853 г.

Самая известная из многих легенд о Сэссю гласит, что уже в раннем возрасте он проявлял признаки большой любви к искусству и нетерпение к железной дисциплине. Он так любил рисовать, что ради искусства часто нарушал внутренний распорядок монастыря, игнорируя чтение сутр и практику дзадзен. В один прекрасный день наставник в наказание привязал его к столбу в одном из храмовых зданий и оставил его там до вечера. Лишенный возможности рисовать, Тойо даже расплакался. Слезы падали на пыльный пол… И тогда юный послушник стал рисовать на полу, используя свои слезы вместо чернил, а пальцы ног вместо связанных рук.

НаказаниеЮный Тойо рисует крысу пальцами ног. Ияма Хофуку-дзи. Биттю. Сэссю рисует крысу

Когда наступил вечер, наставник пришел освободить его и с удивлением увидел крысу у ног юного послушника. Она была так искусно нарисована, что поначалу наставник принял её за настоящую. И лишь подойдя ближе и приглядевшись получше, он понял, что крысу нарисовал Тойо.

Тойо (Сэссю) и крысаЮный Тойо рисует крысу пальцами ног. Ияма Хофуку-дзи. Биттю. Наставник и Сэссю

И с той поры наставник разрешил Тойо развивать свои природные дарования. Как и всякая легенда, вряд ли эта история абсолютно правдива… Однако теперь легенда живет своей собственной жизнью в скульптурах и картинах.

Тойо (Сэссю) и крысаСтатуя Сэссю в храме Ияма Хофуку-дзи. Окаяма. Статуи Сэссю в храме Ияма Хофуку-дзи. Окаяма

И одна из версий этой легенды даже гласит, что столь искусно нарисованная крыса ожила и перегрызла веревки, чтобы освободить своего создателя!

Сэссю и мышиЮный Тойо рисует крысу пальцами ног. Ияма Хофуку-дзи. Биттю. Цукиока Йоситоси. «Сэссю и мыши». 1882

Независимо от того, насколько правдива эта легенда, она явно указывает на то, что Сэссю уже с детства проявил свои художественные дарования, и родители хотели, чтобы мальчик развивал свой талант. Культурными и художественными центрами в то время были дзенские храмы Киото, находившиеся под патронажем сёгунов Асикага. Этим, вероятно, и объясняется тот факт, что впоследствии Тойо попал в один из важнейших монастырей системы годзанСёкоку-дзи в Киото. Ведь именно в Сёкоку-дзи располагалась основанная Дзёсэцу Академия художеств в Киото, которую после смерти основателя возглавил ученик Дзёсэцу – Тенсё Сюбун.

1 В наше время бывшая провинция Биттю является частью префектуры Окаяма.
2 Версия Акахамы восходит к моменту выхода в свет в 1691 году «Хонтё Гаси» (Истории живописи Японии). История была написана Кано Сансецу, Кано Эйно и конфуцианским ученым Курокавой Дойю.
3 Воронова Б. Тойо Ода. Москва. 1958 г. стр.5
4 См. материал «Тайны имени Сэссю»
5 Штейнер Е.С. «Иккю Содзюн». Москва, 1987 г., стр.24
6 Храм был основан в 1232 году и сохранился по сей день, хотя древние постройки были уничтожены.