Чжуто (猪頭) – популярный герой китайской и японской дзенской живописи, изображающая эксцентричного монаха Чжуто, жившего в Китае при династии Северная Сун. Он был известен как Чжуто Хешан (猪頭和尚,яп. Тёто Осё, «Мастер Свиная голова») из-за того, что он ел свинину и любил разгуливать по городу с отрубленной свиной головой.
Чжуто входит в число нескольких нетипичных представителей чань-буддизма (дзэн), известных как «саньшэн» (散聖), «мудрецы-одиночки», чьи поведение и образ жизни выходят за рамки норм, общепринятых в чаньской традиции. Многие из них изображаются в ироническом и/или эксцентричном свете. Примеры других «мудрецов-одиночек»: смеющийся монах Будай (Хотэй), Данся (丹霞), поджигатель святынь, Четверо спящих (Ханьшань, Шиде, Фенган и тигр) и Сяньцзы, «поедающий креветок». Чжуто также появляется в дзенской живописи как эксцентричный просветлённый монах и как фигура, подчеркивающая традицию дзенского юмора.
На картинах он обычно изображается в рваной одежде и со свиной головой в руках. По некоторым данным, Чжуто умел левитировать, и иногда его изображают парящим над землёй. Тот факт, что он ел мясо, демонстративно игнорируя буддийские запреты, привёл к тому, что Чжуто стал ассоциироваться с другим чаньским монахом Сянь-цзы (硯子), который любил есть моллюсков. Со временем в простонародье Чжуто стали почитать как Защитника от засухи и наводнений.
Принято считать, что прототипом Чжуто послужил проживавший в Учжоу (современаая провинция Цзиньхуа) чаньский монах Сюй Чжимэн (徐志蒙), который якобы любил есть свинину, за что его и называли «Свиной головой». Однако в документальных источниках, содержащих биографию Чжимэна, нет ничего, что могло бы оправдать его включение в пантеон эксцентриков чаньской традиции.
В дополнение к его эксцентричности в отношении потребления мяса, Сяньцзы был известен как странник, никогда не живший и не принадлежавший к официальному монастырю, несмотря на его отношения с основателем одной из выдающихся китайских школ чань-буддизма. Вместо этого он предпочитал общаться с мирянами, проводя большую часть, добывая себе пропитание. Он не носил традиционных монашеских одежд (сэньи), вместо этого носил обыденную рваную одежду и летом, и зимой. Ночами он спал под бумажными подношениями в Баймасы (白马寺, Храм Белого Коня), как бездомные в наши дни. Некоторые даже предполагают, что он сошел с ума, хотя некоторые вторичные источники предполагают, что он просто симулировал безумие.
Существуют и две другие чаньские истории, которые, возможно, могут иметь отношение к этой теме. Первая касается монаха Вэньшу Суйэ, который начал работал мясником. Однажды, собираясь убить ещё одну свинью, он внезапно осознал свою ошибку во вспышке откровения. Он оставил своё ремесло и стал монахом, и по этому случаю сложил следующее стихотворение:
Сегодня лицо Бодхисаттвы.
Между Бодхисаттвой и Яксой
Нет ни малейшей разницы.
Когда он пришёл к Мастеру Дао из Вэньшу, который стал впоследствии его учителем, Мастер спросил его: «Что ты осознал, когда собирался зарезать ту свинью? Что заставило тебя побрить голову и отправиться в странствия?» В ответ Суйэ сделал такой жест, как будто точит свой нож…
Возможно также, что создатели образа Чжуто были вдохновлены историей из жизни Паньшань Паочи (720-814), ученика великого Патриарха Мацзу Таои (? - 788). Однажды, находясь на рынке, Паочи стал свидетелем разговора в мясной лавке. Покупатель попросил мясника: «Пожалуйста, отрежьте мне кусок от лучшей части». Мясник уронил нож, снова поднял его и сказал: «Уважаемый, а какая часть здесь не лучшая?» Услышав эти слова, Паочи внезапно достиг Просветления.
Китайские картины на эту тему включают работы, приписываемые Муци (牧谿). Японские примеры включают настенные свитки (какэмоно) кисти Ёгэцу, росписи ширмы кисти Кайхо Юсё и росписи раздвижных перегородок (фусума-э) кисти Хасэгава Тохаку (長谷川等伯, 1539-1610) в субхраме Синдзюан (真珠庵) дзенского монастыря Дайтокудзи (大徳寺) в Киото.
Изображения Чжуто часто создавались в парном формате, дополненные изображениями ещё одного эксцентричного дзенского монаха Сянь-цзы. А в Японии композиции с портретами Чжуто создавались также формате триптиха (санпукуцуй). В качестве примеров можно привести работу Кано Ясунобу или работу неизвестного художника-монаха из Мёссиндзи (в коллекции храма Тоэндзи).