Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста

Становление «годзан»

Первое упоминание о системе «годзан» («пяти монастырей»), созданной в Японии по образцу китайской, относится к 1299 г., когда этот ранг был присвоен монастырю Дзёти-дзи в Камакура.

В 1310 г. в эту систему были включены еще три камакурских монастыря — Кэнтё-дзи, Энгаку-дзи и Дзюфуку-дзи. Хотя отдельные факты свидетельствуют о том, что система «годзан» начала складываться еще в эпоху Камакура, отсутствие конкретных сведений о существовавших в то время монастырских рангах говорит о том, что регентам дома Ходзё еще не удалось окончательно включить дзэнские монастыри в общеадминистративную систему и превратить их в послушное орудие своей власти. Отчасти это объясняется и нежеланием представителей военного сословия на первых порах заниматься административными делами.

В то же время в конце эпохи Камакура со стороны и сёгуната, и императорского двора наблюдалась определенная тенденция заручаться поддержкой знаменитых дзэнских священников для повышения престижа своей власти. Когда, например, в 1325 г. император Го-Дайго пригласил в Киото знаменитого Мусо Сосэки (1275—1351) и назначил его настоятелем монастыря Нандзен-дзи, это вызвало возмущение сёгунского правительства, и Мусо было приказано вернуться в Камакура. Сам Мусо старался соблюдать благожелательный нейтралитет, хотя, вероятно, уже ощущал, что власть регентов Ходзё слабеет.

В тот короткий период, известный в японской историографии как «реставрация годов Кэмму» (1333—1336), когда императору Го-Дайго на время удалось восстановить реальную власть, желая продемонстрировать свои симпатии школе дзэн, он ввел новую систему рангов («годзан»). Пять крупнейших монастырей страны были распределены в соответствии с ней в следующем порядке: 1) Нандзен-дзи, 2) Тофуку-дзи, 3) Кэннин-дзи, 4) Кэнтё-дзи, 5) Энгаку-дзи. Чтобы подчеркнуть более высокий статус императорской столицы, три первых ранга были присвоены монастырям Киото, а два последних — монастырям Камакура. В «надранговое» положение над всеми монастырями годзан Камакура и годзан Киото он поставил монастырь Дайтоку-дзи.

Монастырь Дайтоку-дзи
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
Монастырь Дайтоку-дзи. Киото
 

Покровительствуя дзэн, Го-Дайго продолжал политику своих предшественников, императоров Го-Сага и Го-Уда, которые приглашали в Киото знаменитых дзэнских наставников и изучали дзэн под их руководством. Го-Дайго почитал выдающихся учителей дзен, особенно Дайто и Мусо Кокуси, но, пожалуй, его обращение к дзэн было вызвано и политическими причинами. Обдумывая принципы своего автократического правления, Го-Дайго искал примеры в отечественной и китайской истории. Образец твердой имперской власти (хотя бы теоретической) он видел в сунском Китае, в его централизованной бюрократической системе и неоконфуцианском идеологическом оформлении существующих порядков. Лучшими знатоками неоконфуцианства и вообще китайских дел были дзэнские монахи. И, не порывая со старыми буддийскими школами, используя при случае их военные отряды и экономические силы, Го-Дайго, как дальновидный политик, хотел опереться на все новое, что принес нa японскую землю дзэн.

Когда летом 1339 г. император скончался, Такаудзи распорядился для упокоения своевольного духа императора построить мемориальный монастырь. Поводом для этого послужил привидевшийся Мусо Кокуси, равно почитавшемуся и Го-Дайго и Такаудзи, сон, в котором тот видел покойного монарха занимающимся государственными делами во дворце Камэяма в Киото. Этот дворец и был перестроен в монастырь его памяти, названный Тэнрю-дзи. Сооружение этого храма требовало больших финансовых затрат, и это вызвало возмущение монахов из тэндайского монастыря Энряку-дзи. С оружием в руках они явились в Киото, требуя наказать Мусо и разрушить новый храм. В 1345 г. императорскому двору было подано несколько петиций с требованием воспрепятствовать распространению «пагубного» влияния дзэн и разорить все дзэнские храмы. Но Такаудзи, желая положить конец могуществу тэндай и укрепить свои позиции в Киото, отказался удовлетворить эти требования, угрожая конфисковать все имущество Энряку-дзи. Тем самым бакуфу наглядно продемонстрировало свое покровительство дзэн.

Энряку-дзи на горе Хиэй
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи. Гора Хиэй-дзан
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
Монастырь Энряку-дзи
 

Основанный им монастырь Тэнрю-дзи сёгун Такаудзи включил в систему годзан, а Дайтоку-дзи, «обласканный» бывшим императором Го-Дайго, был исключён из системы.

Еще в 1341 г. был установлен следующий порядок монастырей по рангам системы «годзан»: 1) Кэнтё-дзи и Нандзен-дзи, 2) Тэнрю-дзи и Энгаку-дзи, 3) Дзюфуку-дзи, 4) Кэннин-дзи, 5) Тофуку-дзи и «приравненный к годзан» («дзюн годзан») монастырь Дзёти-дзи. С этого момента термин «пять монастырей» стал чисто условным и превратился в обозначение иерархической системы, в которой формально сохранялось пять рангов. После 1353 г. в систему «годзан» входило уже десять монастырей: пятый ранг был присвоен еще двум монастырям — Дзёмё-дзи и Мандзю-дзи. Таким образом, изначальная китайская идея пяти главных центров, вызванная не только насущными интенциями, но и нумерологическими соображениями, в Японии была нарушена.

Хотя ставка сёгуна была перенесена из Камакура в Киото, прежняя сёгунская столица продолжала претендовать на роль важного политического центра страны, с чем приходилось считаться при распределении монастырских рангов. Около 1380 г., после нового перераспределения рангов, в систему «годзан» входило пять киотоских и пять камакурских монастырей.

Определенное равновесие в системе сохранялось до 1386 г., когда после основания сёгуном Ёсимицу в Киото монастыря Сёкоку-дзи потребовалось включить его в систему «годзан». Нандзен-дзи, получив титул «Первый Храм Земли», был переведен в «надранговое положение», а порядок рангов стал следующим:

В годзан Киото:

  1. Монастырь Тэнрю-дзи, основан в 1339 г., кайсан - Мусо Сосэки;
  2. Монастырь Сёкоку-дзи, основан в 1383 г., кайсан - Сюноку Мёха;
  3. Монастырь Кэннин-дзи, основан в 1202 г., кайсан - Мёан Эйсай;
  4. Монастырь Тофуку-дзи, основан в 1255 г., кайсан - Энни (Бэнъэн).
  5. Монастырь Мандзю-дзи, основан в 1259 г., кайсан - Дзюти Гакуку и Тодзан Тансё .

В годзан Камакура:

  1. Монастырь Кэнтё-дзи, основан в 1249 г., кайсан - Ланьси Даолон (Ранкэй Дорю);
  2. Монастырь Энгаку-дзи, основанный в 1282 г., кайсан - Мугаку Согэн;
  3. Монастырь Дзюфуку-дзи, основан в 1200 г., кайсан - Мёан Эйсай,
  4. Монастырь Дзёти-дзи, основан в 1260-1265 г., кайсан - Сёнэн Тайкю,
  5. Монастырь Дзёмё-дзи, основан в 1239 г.

Объявление Нандзен-дзи главным дзэнским монастырем Японии свидетельствовало о намерении сёгуна Асикага Ёсимицу окончательно перенести центр страны из района Канто в Киото. Чтобы это особо подчеркнуть, в декрете о перераспределении рангов впервые все киотоские монастыри (при одном и том же ранге) были поставлены перед камакурскими, что отразило характерную особенность эпохи правления Есимицу, когда многие служилые феодалы (букэ) начали переселяться в Киото и по¬степенно перенимать вкусы и привычки придворных кугэ.

При Асикага Есимицу система «годзан» сложилась окончательно и в таком виде почти без изменений просуществовала до середины XIX в. Единственная попытка к изменению была предпринята в 1401 г., когда Ёсимицу из уважения к настоятелю монастыря Сёкоку-дзи — Дзэккай Тюсину — поместил этот монастырь выше Тэнрю-дзи, но в 1410 г., после смерти Ёсимицу, его преемник сёгун Ёсимоти восстановил прежний порядок.

Система в своем окончательном виде имела четыре яруса, на вершине которых находился монастырь Нандзен-дзи, ниже – годзан Киото и годзан Камакура. Под ними были так называемые «Десять храмов», или дзиссэцу, а внизу – другие монастыри, вместе известные как сёдзан («малые храмы»). Поэтому под системой годзан или «пяти гор» обычно понимают всю созданную систему в целом, включая «дзиссэцу» и «сёдзан»1.

1 Отрывок из статьи «Формирование системы годзан и бюрократизация дзэн-буддизма» выдающегося советского и российского востоковеда Кабанова А.М.