Кэннин-дзи (яп. 建仁寺), или Кеннин-дзи, – старейший дзенский монастырь Киото, основанный в 1202 году. Кэннин-дзи входил в число важнейших дзенских храмов в период Муромати, получив третий ранг (после Тэнрю-дзи и Сёкоку-дзи) в сформировавшейся к концу 14 века системе годзан («Пять Гор») Киото.
Все японские храмы, построенные после периода Нара, имеют сан-го, «имя горы», используемое в качестве почетного префикса. Сан-го (букв. «Имя Горы») этого храма – То-дзан. Общепринятое название храма – Кэннин-дзи. Хонсон (本尊, главное изображение Будды) – сидячая статуя Будды Шакьямуни, киодзи (脇侍, изображение Бодхисаттв) – Ананда и Кашьяпа, кайки (учредитель и покровитель) – сёгун Минамото Ёрие, кайсан (основатель и первый по счету главный монах) – Мёан Эйсай (明菴栄西, 1141-1215), известный также как Сенко Кокуси (千光国師).
Краткая история
Часто говорят, что Кэннин-дзи - первый (старейший) монастырь Дзен в Японии, но это ошибка. Вернувшись из Китая, Эйсай в 1195 году основал храм Сёфуку-дзи (яп. 聖福寺) в Хаката, и именно Сёфуку-дзи был первым дзенским храмом Японии. Через пять лет, в 1200 году, Эйсай переехал в Камакура и при поддержке Масако Ходзё (жены сёгуна Минамото Ёритомо) основал храм Дзюфуку-дзи (яп. 寿福寺).
Кэннин-дзи был основан в 1202 году, во 2-ой год эры Кэннин, и от неё получил своё название. Кэннин-дзи можно назвать старейшим дзенским храмом в Киото, но при этом следует помнить, что первоначально он был монастырём, объединявшим последователей многих буддийских школ: Тэндай (天台), Сингон (真言), Дзен (禅) и Кай (戒, Школа Заповедей). В то время монастырь занимал огромную территорию, которая, как говорят, простиралась «к северу от Годзё и к востоку от реки Камо-Гава».
Говорят, что Эйсай привез из Китая чай и популяризировал обычай его выращивания и чаепития в Японии, а вскоре после основания Кэннин-дзи, в апреле 1202 года там состоялась первая тя-кай - «Чайная церемония в Кэннин-дзи».
В 1217 году в храме проживал легендарный мастер Догэн (道元禅師, 1200-1253), основатель дзенской школы Сото.
В 1258 году Кэннин-дзи сильно пострадал от пожара, и его восстановлением и перестройкой занимался возглавивший храм известный мастер Энни (円爾, 1202-1280).
В 1262-1265 гг. 11-м настоятелем Кэннин-дзи служил основатель Кэнтё-дзи, представитель китайской школы Линь-цзи (яп. Риндзай) - Ланьси Даолун (蘭渓道隆, яп. Дорю Ранкей, 1213-1278), прибывший в Японию из Китая династии Южная Сун. Лишь при нём Кэннин-дзи стал чисто дзенским храмом.
В 1341 году сёгун Такаудзи Асикага присвоил храму Кэннин-дзи четвертый ранг в системе Годзан («Пять Гор») Киото, а в 1386 году Ёсимицу повысил ранг храма до третьего.
В конце периода Северного и Южного дворов Кэннин-дзи, благодаря своим настоятелям Рюсан Токкену (竜山徳見, 1284-1358) и Гидо Сюсину (義堂周信, 1325-1388), превратился в центр годзан бунгаку – Литературы «пяти гор». В начале 15 века традицию продолжил и упрочил Косэй Рюха (江西龍派, 1375-1446).
О храмовом комплексе
Когда храм был построен, в нем было семь основных зданий. На протяжении веков он часто страдал от пожаров, и первый раз был перестроен в середине тринадцатого века настоятелем Энни после пожара в 1258 году.
В период раннего Муромати Кэннин-дзи пострадал от пожара в 1397 году, но был восстановлен. Но сражения войны годов Онин (1467-1477) и войны годов Тэнбун (1552) почти полностью разрушили храмовый комплекс.
В 1599 году Экей Анкокудзи (安国寺 恵瓊, 1539-1600) передал храмовому комплексу Кэннин-дзи Ходзё (Дом настоятеля) и Тя-до (Чайный зал) храма Тофуку-дзи, который был позже перестроен в Буцу-до (Зал Будды) и в наши дни является достопримечательностью для туристов.
В период Эдо храм находился под защитой и контролем сёгуната Токугава в отличие от других храмов годзан, поэтому большинство построек были восстановлены или отреставрированы.
Ворота императорского посланника (Токусимон), по преданию, - это сохранившиеся остатки резиденции Рокухара клана Тайра периода Камакура; в народе их называют «Храмом лучников», так как они до сих пор сохраняют следы от стрел.
В Кайсан-до, называемом также Кодзэн Гококуин, находится скульптура Эйсая. Говорят, что дерево Бодхи, посаженное перед Кайсан-до было привезено Эйсаем из Китая, когда тот вернулся из династии Сун.
В Мариситэн-до (Зал Мариситэн) находилась сидящая статуя Мариситэн (Богиня-покровительница воинов и божество-хранитель рода Иидзаса), хранилище сутр, ванная комната и так далее.
К востоку от Зала Буды находилось две колокольни. Колокол для одной из них был отлит в эру Каряки (с 1326 по 1329 г.г.) Второй («восточный») колокол с первого дня основания монастыря Эйсаем провозглашал начало чтения «Сутры Дхарани» и поэтому получил название «Колокол Дхарани».
В период процветания на основной территории Кэннин-дзи находилось более 64 субхрамов. Всего же к 1788 году, с учётом дочерних храмов по всей Японии, храмовый комплекс насчитывал 182 храма.
Сегодня здания Кэннин-дзи включают в себя Дом настоятеля (Ходзё), переданный храму в 1599 году; Зал Дхармы (Хатто), построенный в 1765 году; Чайный дом, построенный в 1587 году по проектам чайного мастера Сен-но Рикю для Тоетоми Хидэеси; Ворота императорского посланника (Токуси-мон).
Ходзё (Дом настоятеля) и Токуси-мон (Ворота императорского посланника) отнесены к важному культурному наследию Японии.
В храмовый комплекс Кэннин-дзи входят 14 субхрамов на основной территории и около 70 дочерних храмов по всей Японии.
Среди сохранившихся субхрамов - Сайрай-Ин; Ямаути, что славится садом периода Момоямы в стиле Тисенкаю-сики; Рёсоку-Ин, который известен своими ценными древними книгами, китайскими книгами, корейскими книгами и другими культурными ценностями; Рейто-Ин и Дзенко-Ан, покровителем-основателем (кайки) которого является Сэйсэцу Сотё (清拙正澄, кит. Цинчжуо Жэнчжэн, 1274-1339), прибывший в Японию из Китая династии Юань; Соден Эйген-ин со своим чудесным чайным садом… В западной части комплекса сохранился старый бамбуковый забор под названием «Кэннин-дзи-Гаки [Юань]».
Среди дочерних храмов известны храм Кодай-дзи, в котором похоронен Хидэёси Тоётоми, и храм Хокан-дзи со своей «Башней Ясака».
Культурные ценности
Храмовые сокровища включают в себя пару складных ширм кисти Таварая Сотацу «Фудзин и Райдзин» (отнесены к Национальным сокровищам Японии). На ширме слева изображён Райдзин, Бог молнии, грома и бурь в синтоистской религии и в японской мифологии. Справа - Фудзин или Футэн, японский бог ветра и один из старейших синтоистских богов. Он изображается в виде ужасающего демона, похожего на волшебника, напоминающего красноголового зеленокожего гуманоида в леопардовой шкуре, несущего на плечах большой мешок ветров.
В Кэннин-дзи хранится ряд картин известных художников, таких как Тамура Сорю и Хасимото Кансэцу: «Цветы и птицы» (образец суми-э в жанре катёга), «Шестнадцать Архатов», «Пейзаж»). Рукопись «Заметки Мёуэ Сонин» (明恵上人, 1173-1232) и каллиграфические свитки кисти Иссан Итинея причислены к важным культурным ценностям.
К важным культурным ценностям причислены картины на раздвижных дверях (фасума) «Семь мудрецов в бамбуковой роще», «Дракон в облаках» и «Музыка, шахматы, каллиграфия, живопись» (яп. кинкисёга, четыре благородных искусства) художника Кайхо Юсё.
В 2002 году архитектурная обстановка была усилена драматической росписью потолка изображением двух драконов кисти Коидзуми Дзюнсаку (1924-2012). Это произведение искусства было установлено в ознаменование 800-летия храма. Дракон символизирует дождь буддийских учений. (На потолке главного зала в Сёкоку-дзи также изображен дракон).
Традиции
Ежегодно, 20-го апреля в храме проводится «Чайная церемония Йоцу-но-Ками», поддерживающая и сохранющая атмосферу традиции, положенной Эйсаем в год основания монастыря.