Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Эйсай Мёан

Мёан (Кая) Эйсай (明菴栄西, 1141-1215), или Ёсай, — японский буддийский монах периода Камакура, заслугой которого является распространение дзэн в Японии. Основатель японской школы Риндзай и первых монастырей, где монахи обучались и практиковали дзен. Известен также как популяризатор культуры чая и чаепития в Японии.

Гибкая дипломатичная политика Эйсая, умело лавировавшего между императорским двором и сёгуном, сыграла важную роль в распространении дзэн в Японии. До Эйсая, в эпоху Хэйан, буддийские монахи Канкэн, Дзякусё, Нитиэй, Тёнэн, Сэйдзин и Какуа не только изучали в Китае дзэн, но даже пытались распространять его в Японии, но безуспешно.

И лишь при Эйсае семена дзен проросли на японской земле и дали впоследствии такие грандиозные всходы. Несомненным достижением Эйсая было то, что ему удалось познакомить с дзэнской практикой и доказать ее право на самостоятельное существование новым правителям Японии — сёгунату. Именно их интерес к дзэн, их убежденность в его созвучии профессиональным и духовным качествам воина свели самураев и дзэн воедино.

Более подробные сведения о жизни мастера читайте в статье о Мёан Эйсае в разделе «Мастера Дзен».

Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката

Ответам на нападки со стороны школы Тэндай Эйсай посвятил свой «Кодзэн гококу-рон» («Трактат о распространении дзэн для защиты государства», 1198 г.), в котором пытался убедить сёгунское правительство в том, что дзэн — просто более чистый и правильный вариант того самого учения школы Тэндай, которое проповедовал еще Сайтё, и что только дзэн может гарантировать стране мир и процветание. Трактат почти полностью состоял из соответствующим образом подобранных цитат из различных сутр и чаньских сочинений. Краткое изложение своих взглядов и возражений противникам дзэн Эйсай сделал в предисловии к этому сочинению.