Термин кинпэкига (金碧画, нефритово-золотая живопись, буквально: «сине-зелёно-золотая живопись») имеет несколько значений. Иногда он используется для обозначения «сине-зелёно-золотого пейзажа», или кинпэки сансуй (金碧山水, цзинби шаншуй).
В более распространенном и общеупотребимом смысле кинпэкига, или «дами-э» (濃絵), - декоративный стиль монументальной японской живописи с использованием в качестве фона золотой фольги, хаку (箔) (редко - серебряной фольги), ярких минеральных красок и рельефных поверхностей, мориагэ (盛上げ). «Нефритово-золотая живопись» встречается и на раздвижных перегородках (фусума), и на стенах, и на складных ширмах (бёобу).
Хотя цветные картины с золотым фоном создавались, по-видимому, ещё в 10 веке художниками ямато-э (やまと絵), документальные сведения о «золотых» картинах появляются в период Муромати. Термин кинбёобу («золотая складная ширма») впервые встречается в исторических записях 15-го века. В первом томе «Боки-э» (1482 год) изображены «золотая ширма» и картина в стиле кинпэкига, «нефритово-золотой живописи».
Среди складных ширм периода Муромати, расписанных в стиле кинпэки, упоминаются «Солнце и Луна. Пейзаж» (日月山水図, «Дзицу-гецу-сансуй-дзу», Храм Конго-дзи, Токийский национальный музей), «Сосновая роща» (松林図, «Сёрин-дзу», Тоса Мицунобу, Токийский национальный музей) и др.
Расцвет популярности кинпэкига пришёлся на конец периода Момояма – начало периода Эдо, во многом, благодаря Кано Эйтоку (狩野永徳, 1543-1590), который в том числе внёс ощутимый вклад в развитие стиля канга (синтез стилей суйбокуга и ямато-э). «Эйтоку уже в юности был исключительно влиятельным художником, ему покровительствовали Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, от которых (а также от других высокородных даймё) он получал множество заказов, что позволяло ему обеспечивать постоянным потоком работы своих учеников и ассистентов». В частности Эйтоку получил заказ от Ода Нобунанги на роспись интерьеров замка Адзутти, позже Эйтоку расписывал интерьеры замков и резиденций Тоётоми Хидэёси – Замка Осака и дворца Дзюракудай в Киото. В результате мода на роскошные золотые ширмы, которые оказались очень созвучны эпохе Момояма, быстро распространилась по всей Японии.
Из сохранившихся работ Кано Эйтоку в стиле кинпэкига – складные ширмы (бёобу) «Цветы и птицы» (花鳥図, Музей Хакуцуру), «Ракутю-Ракугай-дзу» (洛中洛外図屏風, сцены Киото и вокруг него), «Кипарисовое дерево» и «Китайские львы» (唐獅子図屏風, Агенство Императорского Двора).
В дальнейшем на протяжении всего периода Эдо многие художники школы Кано создавали картины в стиле кинпэкига. Ниже представлены работы Кано Санраку (狩野山楽, 1559-1635) - ширма «Тигр и Дракон» (龍虎図, важная культурная ценность) в монастыре Мёсин-дзи, фусума-э «Пионы» (牡丹図) и «Красные цветы сливы» (紅梅図) в монастыре Дайкаку-дзи; работы Кано Танъю (狩野探幽, 1602-1674) «Феникс и павлины» и «Сосны четырёх времён года»; работы Кано Сансэцу (狩野山雪, 1589—1651) – ширма «Заснеженный берег и водоплавающие птицы» (雪汀水禽図), фусума-э «Птицы и цветущая слива» и «Старая слива» (老梅図).
В тот же период Момояма Хасэгава Тохаку (長谷川等伯, 1539-1610) продемонстрировал блестящее исполнение нефритово-золотого стиля. Кисти Тохаку и его сына Хасэгава Кюдзо (長谷川久蔵, 1568–1593) принадлежат фусума-э «Сакура и Клён» (桜楓図) в храме Тисяку-ин (智積院) и «Волны и Валы» в храме Дзэнрин-дзи (禅林寺).
Кайхо Юсё (海北友松, 1533-1615) и Ункоку Тоган (雲谷等顔, 1547-1618), больше известные своими картинами в стиле суйбокуга, также освоили стиль кинпэкига. Расширяя границы своего мастерства, Кайхо Юсё создал для дзенского монастыря Мёсин-дзи (妙心寺) роскошные шестистворчатые складные ширмы из золотой фольги в жанре «цветы и птицы» (катёга), изображающие цветущие деревья и пионы (花卉図屏風). В 1602 году Кайхо Юсё создал две пары ширм с пейзажами в стиле кинпэкига - «Сосны на морском берегу» и «Рыбацкие сети, сохнущие на солнце» (浜松図屏風, Агенство Императорского двора) для личной резиденции императорского принца Хатидзё (Хатидзёномия) Тосихито (桂宮智仁, 1579-1629). Ещё пара ширм в стиле кинпэкига, принадлежащих кисти Кайхо Юсё, созданы в жанре досякуга: «Трое и скисшее вино» и «Кандзан и Дзиттоку» (субхрам Дайо-ин монастыря Мёсин-дзи).
В Национальном музее Киото хранятся расписанные раздвижные перегородки (фусума-э), принадлежащие кисти Ункоку Тогана (雲谷等顔, 1547–1618) - «Вороны и сливовое дерево» (梅に鴉図). Они были написаны для замка Надзима-дзё (в провинции Тикудзэн) приблизительно в 1589-90 годах. Росписи выполнены тушью с лёгкой подсветкой, но не на обычном белом фоне бумаги, а на золотой фольге. В настоящее время фусума-э Тогана отнесены к важным культурным ценностям Японии, а ряд искусствоведов считают их самым значительным произведением этого мастера.
Из характерных работ кинпэкига художников школы Тоса, творивших в стиле ямато-э, часто встречаются картины со сценами из «Повести о Гэндзи» («Гэндзи-моногатари»).
Школа Таварая Сотацу (俵屋宗達, ? - 1640?) использовала золотую фольгу по всей поверхности художественного полотна. Среди известных работ Сотацу в стиле нефритово-золотой живописи – иллюстрации к «Повести о Гэндзи» («Гэндзи-моногатари») и «Танцы бугаку» (Ёгэн-ин, 養源院). Храмовые сокровища Кэннин-дзи включают в себя пару складных «золотых ширм» кисти Таварая Сотацу «Фудзин и Райдзин» (отнесены к Национальным сокровищам Японии).
На вторую половину периода Эдо пришёлся расцвет творчества Корина Огаты (尾形光琳, 1658 - 1716). Он создал несколько прекрасных работ в стиле кинпэкига: «Цветы ириса» (燕子花 図, «Какицубата-дзу», Музей искусств Нэдзу), пару двустворчатых ширм «Слива в красном и белом цветении» (紅白梅図屏風, «Кохаку-умэ-дзу», Музей искусств МОА), отнесенных к Национальным сокровищам Японии, а также ширму «Бамбук и сливовое дерево» (竹梅図, Токийский Национальный музей).
«Золотые» картины создавали и художники школы нанга Икэ-но Тайга (池大雅, 1723-1776) и Ёса Бусон (与謝蕪村, 1716-1784). «Пейзаж с павильоном» (楼閣山水図) Икэ-но Тайга хранится в Токийском национальном музее и причислен к Национальным сокровищам Японии.
Необычайно притягательны золотые ширмы «Заснеженные сосны» (雪松図, Мемориальный музей Мицуи) кисти Окё Маруяма (円山応挙, 1733 - 1795), которые причислены к Национальным сокровищам Японии. Характерным образцом кинпэкига в исполнении Окё являются также парные складные ширмы «Журавли» (群鶴図, Музей искусств округа Лос-Анджелес) и «Глициния» (藤花図, Музей искусств Нэдзу).
Дзякутю Ито (伊藤若冲, 1716-1800) тоже внёс свой вклад в сокровищницу нефритово-золотой живописи. В этом стиле он расписал фусума в монастыре Сайфуку-дзи - «Кактусы, петухи и курицы» (仙人掌群鶏図).
Стиль кинпэкига пользовался популярностью и по окончании периода Эдо. К нему обращались многие художники в период Мэйдзи и в современную эпоху.