Красота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста

Картины Тоёкуни-сай

Хококусай-дзу, или Тоёкунисай-дзу (豊国祭図) – тема «картин фестивалей» (сайрэй-дзу); а в более широком смысле - японской жанровой живописи фудзокуга («картины обычаев и нравов»); сцены многолюдного мероприятия в Киото - Хококусай, проводившегося единожды в 1604 году.

Хококу-сай, или Тоёкуни-сай (豊国祭) – церемония, посвящённая годовщине смерти Тоётоми Хидэёси (豊臣秀吉, 1536-1598). Проводилась с 12-го по 15 августа 1604 года в Святилище Хококу (豊国神社, Хококу Дзиндзя). Святилище Хококу (豊 国 神社, Тоёкуни-дзиндзя) - синтоистское святилище, расположенное в районе Хигасияма в юго-восточной части Киото. Оно был воздвигнуто в 1599 году в память о Тоётоми Хидэёси на месте его захоронения. Здесь находился первый когда-либо построенный тамая (синтоистский алтарь для поклонения предкам), который (как и само Святилище) позже был разрушен кланом Токугава. Это произошло в июне 1615 года по указанию Токугава Иэясу, основателя нового сёгуната, чтобы воспрепятствовать «недостойным» проявлениям верности бывшему правителю Японии и своему бывшему сюзерену.

Картина фестиваля ХококуИваса Матабей. Картина фестиваля Хококу. Хококусай-дзу. 17 векИваса Матабей. «Картина фестиваля Хококу». Фрагмент левой ширмы
Художественный музей Токугава. Нагоя

Картины на эту тему относятся к «картинам фестивалей» (сайрэй-дзу) а в более широком плане к фудзокуга, живописи «нравов и обычаев». Все существующие версии были написаны в основном в период между 1604 и 1615 годами как художественно-документальные свидетельства этого исторического мероприятия. На широкоформатных парах складных ширм были ярко изображены зрелищные мероприятия тех дней и толпы народа, участвовавшие в них.

Картина фестиваля ХококуИваса Матабей. Картина фестиваля Хококу. Хококусай-дзу. 17 векИваса Матабей. «Картина фестиваля Хококу». Фрагмент правой ширмы
Художественный музей Токугава. Нагоя

На правой ширме с видом Святилища Хококу на заднем плане изображались события 14-го августа - кавалькада воинов и монахов, выступления императорских придворных танцоров, исполнявших бугаку (舞楽) и но (能). На левой ширме на фоне несохранившегося Большого Зала Будды, Дайбуцуден (大仏殿), изображалась сцена массового танца, который назывался «танец Хококу» или «фурю» (風流), состоявшегося 15 августа и ставшего кульминацией фестиваля. Образовав несколько больших кругов, танец исполняли 500 человек из всех районов города, одетые в диковинные костюмы.

Картина фестиваля ХококуКано Найдзэн. Картина фестиваля Хококу. Хококусай-дзу. 17 векКано Найдзэн. Картина фестиваля Хококу. Хококусай-дзу. 17 векКано Найдзэн. «Картина фестиваля Гион». Начало 17 века
Коллекция Святилища Хококу. Киото

Самый ранний образец живописи, посвящённой этому мероприятию, - росписи ширм кисти Кано Найдзэн (狩野内善, 1570-1616). Картины были выполнены по заказу Катагири Кацумото (片桐且元, 1556-1614), капитана покойного Тоётоми Хидэёси, и в 1606 году преподнесены в дар Святилищу Хококу.

Версия художественного музея Токугава, приписываемая кисти Иваса Матабей (岩佐又兵衛,1578-1650), идентична по композиции, но, вероятно, была написана примерно через десять лет после мероприятия.

Картина фестиваля ХококуИваса Матабей. Картина фестиваля Хококу. Хококусай-дзу. 17 векИваса Матабей. Картина фестиваля Хококу. Хококусай-дзу. 17 векИваса Матабей. «Картина фестиваля Хококу». Начало 17 века
Художественный музей Токугава. Нагоя

Третья, ныне утраченная версия из коллекции Дзингу Тёкокан (神宮徴古館) также содержала изображение танца фурю на левой ширме, но в отличие от первых двух версий была дополнена сценами других мероприятий на открытом воздухе, не связанных с фестивалем.

После 1615 года в связи с окончательным крахом клана Тоётоми картины на эту тему стали чрезвычайно редкими.