Хококусай-дзу, или Тоёкунисай-дзу (豊国祭図) – тема «картин фестивалей» (сайрэй-дзу); а в более широком смысле - японской жанровой живописи фудзокуга («картины обычаев и нравов»); сцены многолюдного мероприятия в Киото - Хококусай, проводившегося единожды в 1604 году.
Хококу-сай, или Тоёкуни-сай (豊国祭) – церемония, посвящённая годовщине смерти Тоётоми Хидэёси (豊臣秀吉, 1536-1598). Проводилась с 12-го по 15 августа 1604 года в Святилище Хококу (豊国神社, Хококу Дзиндзя). Святилище Хококу (豊 国 神社, Тоёкуни-дзиндзя) - синтоистское святилище, расположенное в районе Хигасияма в юго-восточной части Киото. Оно был воздвигнуто в 1599 году в память о Тоётоми Хидэёси на месте его захоронения. Здесь находился первый когда-либо построенный тамая (синтоистский алтарь для поклонения предкам), который (как и само Святилище) позже был разрушен кланом Токугава. Это произошло в июне 1615 года по указанию Токугава Иэясу, основателя нового сёгуната, чтобы воспрепятствовать «недостойным» проявлениям верности бывшему правителю Японии и своему бывшему сюзерену.
Картины на эту тему относятся к «картинам фестивалей» (сайрэй-дзу) а в более широком плане к фудзокуга, живописи «нравов и обычаев». Все существующие версии были написаны в основном в период между 1604 и 1615 годами как художественно-документальные свидетельства этого исторического мероприятия. На широкоформатных парах складных ширм были ярко изображены зрелищные мероприятия тех дней и толпы народа, участвовавшие в них.
На правой ширме с видом Святилища Хококу на заднем плане изображались события 14-го августа - кавалькада воинов и монахов, выступления императорских придворных танцоров, исполнявших бугаку (舞楽) и но (能). На левой ширме на фоне несохранившегося Большого Зала Будды, Дайбуцуден (大仏殿), изображалась сцена массового танца, который назывался «танец Хококу» или «фурю» (風流), состоявшегося 15 августа и ставшего кульминацией фестиваля. Образовав несколько больших кругов, танец исполняли 500 человек из всех районов города, одетые в диковинные костюмы.
Самый ранний образец живописи, посвящённой этому мероприятию, - росписи ширм кисти Кано Найдзэн (狩野内善, 1570-1616). Картины были выполнены по заказу Катагири Кацумото (片桐且元, 1556-1614), капитана покойного Тоётоми Хидэёси, и в 1606 году преподнесены в дар Святилищу Хококу.
Версия художественного музея Токугава, приписываемая кисти Иваса Матабей (岩佐又兵衛,1578-1650), идентична по композиции, но, вероятно, была написана примерно через десять лет после мероприятия.
Третья, ныне утраченная версия из коллекции Дзингу Тёкокан (神宮徴古館) также содержала изображение танца фурю на левой ширме, но в отличие от первых двух версий была дополнена сценами других мероприятий на открытом воздухе, не связанных с фестивалем.
После 1615 года в связи с окончательным крахом клана Тоётоми картины на эту тему стали чрезвычайно редкими.