«Ястребы на соснах», или «Сосны и ястребы», (松に鷹図, или 松鷹図, яп. мацутака-дзу, или мацу-ни-така-дзу) – тема японской живописи, популярная в период Момояма и ранний период Эдо.
Сосны (松, яп. мацу) были любимым мотивом в живописи ямато-э (やまと絵) уже в период Хэйан (см. «Песчаный берег и сосны», хамамацу-дзу, 浜松図). Как и многие другие темы, мотивы и предметы живописи, тема Сосен, возможно, была заимствована из китайской традиции, где Сосна была связана со стойкостью и долголетием (см. материалы «Сосна как символ» и «Три друга Зимы», 歳寒三友).
Сосны и ястребы (鷹, яп. така), которые символизировали боевую доблесть (см. также «Ястребиная охота», такагари, 鷹狩, и «Орлы и ястребы», ситё-дзу, 鷲鳥図), стали любимым предметом живописи у высокородных самураев-военачальников в 15-ом и 16-ом веках.
Ястребы и сосны, изображённые на больших ширмах или стенных панелях, создавали впечатляющие фоновые декорации в главных залах замков и дворцов.
Наиболее известные образцы живописи «ястребов и сосен» - настенные свитки (какэмоно) в стиле суйбокуга кисти Сэссона Сюкэя (雪村周継, 1504-1589) в Токийском Национальном музее, пара складных ширм (бёобу) в Токийском Университете Искусств, приписываемых Кано Эйтоку (狩野永徳, 1543-90), и картины на раздвижных панелях (фусума-э) замка Нидзё (二条城), приписываемые Кано Танъю (狩野探幽, 1602-1674).
В конце периода Эдо не обошли своим вниманием тему «ястребов на соснах» и мастера укиё-э Хиросигэ Утагава и Кацусика Хокусай. Ниже представлены две работы Хиросигэ, «Ястреб на заснеженной сосне» и «Ястреб, сосна и солнце», и «Ястреб и сосна на рассвете» Кацусика Хокусая. Из менее известных художников к созданию мацутака-дзу причастны Одано Наотакэ (1749-1780), ученик Хиросигэ - Накаяма Сугакудо (1797-1858) и ученик Хокусая - Кацусика Хокуи (19 век).