Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Кано Танъю. Ястребы в соснах. Фрагмент фусума-э

Ястребы на соснах

«Ястребы на соснах», или «Сосны и ястребы», (松に鷹図, или 松鷹図, яп. мацутака-дзу, или мацу-ни-така-дзу) – тема японской живописи, популярная в период Момояма и ранний период Эдо.

Ястребы, сосны и водный потокСога Нитёкуан. Ястребы, сосны и водный поток. Складная ширмаСога Нитёкуан. Ястребы, сосны и водный поток. Складная ширмаСога Нитёкуан. «Ястребы, сосны и водный поток». Складные ширмы

Сосны (松, яп. мацу) были любимым мотивом в живописи ямато-э (やまと絵) уже в период Хэйан (см. «Песчаный берег и сосны», хамамацу-дзу, 浜松図). Как и многие другие темы, мотивы и предметы живописи, тема Сосен, возможно, была заимствована из китайской традиции, где Сосна была связана со стойкостью и долголетием (см. материалы «Сосна как символ» и «Три друга Зимы», 歳寒三友).

Ястребы на соснахСэссон Сюкэй. Ястребы на соснахСэссон Сюкэй. Ястребы на соснахСэссон Сюкэй. «Ястребы на соснах»

Сосны и ястребы (鷹, яп. така), которые символизировали боевую доблесть (см. также «Ястребиная охота», такагари, 鷹狩, и «Орлы и ястребы», ситё-дзу, 鷲鳥図), стали любимым предметом живописи у высокородных самураев-военачальников в 15-ом и 16-ом веках.

Ястреб на ветке сосныКано Мотонобу. Ястреб на ветке сосныТамура Тамекити. Ястреб на ветке сосныКано Мотонобу. «Ястреб на ветке сосны» (слева)
Тамура Тамекити. «Ястреб на ветке сосны» (справа)
Ястреб на соснеСога Нитёкуан. Ястреб на соснеСога Тёкуан. Ястреб на сосновой веткеСога Нитёкуан. «Ястреб на сосне» (слева)
Сога Тёкуан. «Ястреб на сосновой ветке» (справа)
Ястребы на соснахКано Эйтоку. Ястребы на соснах. Складная ширмаКано Эйтоку. Ястребы на соснах. Складная ширмаКано Эйтоку. «Ястребы на соснах». Складные ширмы

Ястребы и сосны, изображённые на больших ширмах или стенных панелях, создавали впечатляющие фоновые декорации в главных залах замков и дворцов.

Ястребы на соснахКано Танъю. Ястребы на соснах (фрагмент). Фусума-эКано Танъю. Ястребы на соснах (фрагмент). Фусума-эКано Танъю. «Ястребы на соснах» (фрагменты). Фусума-э
Ястребы на соснах
Кано Танъю. Ястребы на соснах (фрагмент). Фусума-э
Кано Танъю. «Ястребы на соснах» (фрагмент). Фусума-э

Наиболее известные образцы живописи «ястребов и сосен» - настенные свитки (какэмоно) в стиле суйбокуга кисти Сэссона Сюкэя (雪村周継, 1504-1589) в Токийском Национальном музее, пара складных ширм (бёобу) в Токийском Университете Искусств, приписываемых Кано Эйтоку (狩野永徳, 1543-90), и картины на раздвижных панелях (фусума-э) замка Нидзё (二条城), приписываемые Кано Танъю (狩野探幽, 1602-1674).

Ястребы на соснах
Кано Танъю. Ястребы на соснах (фрагмент). Фусума-э
Кано Танъю. «Ястребы на соснах» (фрагмент). Фусума-э

В конце периода Эдо не обошли своим вниманием тему «ястребов на соснах» и мастера укиё-э Хиросигэ Утагава и Кацусика Хокусай. Ниже представлены две работы Хиросигэ, «Ястреб на заснеженной сосне» и «Ястреб, сосна и солнце», и «Ястреб и сосна на рассвете» Кацусика Хокусая. Из менее известных художников к созданию мацутака-дзу причастны Одано Наотакэ (1749-1780), ученик Хиросигэ - Накаяма Сугакудо (1797-1858) и ученик Хокусая - Кацусика Хокуи (19 век).

Ястребы на соснахХиросигэ Утагава. Ястреб на заснеженной соснеКацусика Хокусай. Ястреб и сосна на рассветеХиросигэ Утагава. Ястреб, сосна и солнцеХиросигэ Утагава. «Ястреб на заснеженной сосне» (слева)
Кацусика Хокусай. «Ястреб и сосна на рассвете» (в центре)
Хиросигэ Утагава. «Ястреб, сосна и солнце» (справа)
Ястреб и воробьи | Белый ястреб и пятиигольчатая соснаКацусика Хокуи. Ястреб на сосне, следящий за воробьямиНакаяма Сугакудо. Белый ястреб и пятиигольчатая соснаКацусика Хокуи. «Ястреб на сосне, следящий за воробьями» (слева)
Накаяма Сугакудо. «Белый ястреб и пятиигольчатая сосна» (справа)
Сосна и ястреб | Ястреб-тетеревятникОдано Наотакэ. Сосна и ястребОхаро Косон. Ястреб-тетеревятник на заснеженной ветке сосныОдано Наотакэ (1749-1780). «Сосна и ястреб» (слева)
Охаро Косон. «Ястреб-тетеревятник на ветке сосны» (справа)