Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Мандзю-дзи, субхрам Тофуку-дзи в Киото

Мандзю-дзи

Мандзю-дзи (яп. 万寿寺) - дзенский храм школы Риндзай в Киото, основанный приблизительно в 1259 году. Мандзю-дзи был одним из важнейших дзенских храмов в период Муромати, получив пятый ранг в сформировавшейся к концу 14 века системе годзан («Пять Гор») Киото.

Храм Мандзю-дзи в Киото
Храм Мандзу-дзи в Киото
Храм Мандзу-дзи в Киото
Храм Мандзу-дзи в Киото
Храм Мандзу-дзи в Киото
Храм Мандзу-дзи в Киото
Храм Мандзу-дзи в Киото
Храм Мандзу-дзи в Киото
 

Все японские храмы, построенные после периода Нара, имеют сан-го, «имя горы», используемое в качестве почетного префикса. Сан-го (букв. «имя горы») этого храма – Сё-дзан. А дзи-го (букв. «название храма»), то есть полное название - Храм Мандзю Дзен-дзи. Главное изображение Храма – сидячая статуя Амида Будды, кайсан (основатель и первый по счету главный монах) – Тодзан Тансё (東山湛照, 1231-1291), ученик Энни.

История создания

В конце 11 века, в период Хэйан, ушедший на покой император Сиракава (1053-1129) построил в Киото дворец и назвал его Рокудзё.

Согласно «Записям храма Кэйдзё Мандзю-дзи», Икухо Монин, дочь императора Сиракавы, умерла в 1096 году в возрасте 21 года, и император, который был потрясён смертью своей дочери, оставил трон и стал монахом.

Император СиракаваИмператор Сиракава

Через год он перестроил свой дворец Рокудзё в буддийский храм, дав храму название Рокудзё-ин, и совершил в нём поминальную церемонию по своей дочери.

Изначально храм принадлежал предположительно буддийской школе Тэндай. Согласно историческим документам в конце периода Хэйан – начале периода Камакура храм неоднократно страдал от пожаров (в 1099, в 1123, 1159 и в самом конце 12 века), но восстанавливался вновь.

От Дзёдо к Дзен

В период Камакура храм возглавил буддийский монах Танку (湛空, 1176-1253), ученик Гэнку Хонэна (法然源空, 1133-1212), основателя школы Дзёдо («Чистая земля»), и как храм школы Дзёдо Рокудзё-ин просуществовал вплоть до ученика и преемника Танку на посту настоятеля Дзюти Гакуку («Пробуждающее Небо»).

Гэнку ХонэнСэссю. Тофуку-дзи гаран Фудзивара Таканобу. Портрет Гэнку Хонэна

Во время эры Сёка (1257-1259) Дзюти Гакуку (十地覚空, ?-1286) и его ученик Тодзан Тансё (東山湛照, 1231-1291) стали учениками Энни из Тофуку-дзи и перешли в дзенскую школу Риндзай, дав новое название своему храму – Мандзю Дзен-дзи. Кайсаном (монахом-основателем) вновь созданного храма был назначен Тодзан Тансё (東山湛照, 1231-1291) (посмертное имя - Хокаку Дзенси). В 1261 году Тодзан построил на территории монастыря Дзен-до (Зал для медитаций).

Энни БэнъэнМинтё. Портрет Энни БэнъэнаКитидзан Минтё
Портрет Энни Бэнъэна

В 1273 году пожар почти полностью уничтожил Мандзю-дзи, но монастырь был заново отстроен, т.к. согласно сохранившимся записям в 1280 году Мандзю-дзи входил в число действующих монастырей, принадлежащих линии Энни Бэнъэна.

В 1305 году по приглашению оставившего трон императора Камэяма настоятелем Мандзю-дзи стал Нанпо Сёмё (南浦紹明, 1205-1308) из храма Сёфуку-дзи (в провинции Хаката). Но через год, в 1306 году, пост настоятеля вернулся к ученику основателей монастыря Дзюти Гакуку (十地覚空, ?-1286) и Тодзана Тансё (кайсана).

Нанпо СёмёМинтё. Портрет Нанпо СёмёПортрет Нанпо Сёмё

В 1330 году принцесса Байси Сумэй Монин (禖子内親王), вторая дочь императора Го-Уда, основала буддийский храм Хон-дзи к северу от храма Мандзю-Дзи. В 1332 году храм Хон-дзи получил пожертвование на постройку мемориального зала от Годзё Тойнокути. В построенном зале была установлена статуя Дзиндзо-сон (или Бодхисаттвы Кситигарбха), божества-хранителя детей. А в 1340 году, в период северного и Южного дворов, Хон-дзи был присоединён к монастырю Мандзю-дзи. В результате территория Мандзю-дзи существенно увеличилась. С этого времени монастырь стал местом, где жил и практиковал дзен бывший император Го-Уда.

В 1341 году, по приглашению Такаудзи Асикага главным монахом монастыря стал Сэцусон Юбай (雪村友梅, 1290-1347).

Асикага ТакаудзиАсикага Такаудзи

В 1358 году Ёсякира Асикага включил Мандзю-дзи в систему годзан («пять гор») с присвоением 4-го ранга. По окончании формирования системы годзан в 1386 году Мандзю-дзи получил 5-ый ранг в системе годзан Киото. Это был период расцвета Мандзю-дзи.

Период упадка

В 15 веке монастырь сильно пострадал от пожаров и крестьянских восстаний и пришёл в упадок. В результате он был исключён из системы годзан в 1462 году.

В период Адзути-Момояма, в 1573 году остатки монастыря Мандзё-дзи были перемещены на территорию храма Сансё-дзи, который находился чуть севернее монастыря Тофуку-дзи. Говорят, что причиной тому послужила история создания Сансё-дзи: его основателями были Дзюти Гакуку (十地覚空, ?-1286) и Тодзан Тансё (東山湛照, 1231-1291), основавшие Мандзю-дзи. Оба монастыря были объединены в один и стали называться Сансё Мандзю-дзи.

В 1873 году (период Мейдзи) во времена гонений на буддизм храм Сансё-дзи был упразднён и снесён. Его монахов переселили в Мандзю-дзи, который вновь обрёл прежнее название. А в 1876 году Мандзю-дзи стал субхрамом Тофуку-дзи и в наше время закрыт для посещения.

Достопримечательности и культурные ценности

Как понятно из вышесказанного, оригинальные постройки Мандзю-дзи не сохранились. В 2007 году при раскопках на месте изначального местонахождения Мандзю-дзи были обнаружены остатки пруда, садовые камни и черепица, которые сгорели в период Муромати.

Все сохранившиеся постройки современного субхрама Мандзю-дзи, расположенные на территории Тофуку-дзи, - зал Айдзен-до, ворота Нио-мон и колокольня у входа в храм Мандзю-дзи (объявленные важным культурным достоянием Японии); а также иные культурные ценности (картины, скульптуры и пр.) принадлежали в действительности храму Сансё-дзи, который упразднили в 1873 году.

Хранившаяся в Мандзю-дзи картина Шакьямуни-сандзон, - была передана в Зал Будды Тофуку-дзи после того, как тот пострадал от пожара в 1881 году, и сохранилась до наших дней.

Исключение составляет деревянная статуя сидящего Амида Будды, которая изначально была главным изображением монастыря Мандзю-дзи. Она датируется периодом Хэйан. Это скульптура высотой около 3 метров. С конца 19 века она находилась на хранении в Национальном музее Киото, но теперь её передали в субхрам Комио-ин храма Тофуку-дзи.

Комио-ин (субхрам Тофуку-дзи)