Красота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Сэссю Тойо. Пейзаж (фрагмент)

Стили японской живописи

Приступая к опыту классификации стилей японской живописи, я посчитал необходимым прежде всего разобраться в определении самого понятия «стиля». Делом это оказалось совсем непростым, так как встречающиеся в научной литературе различные определения «стиля» вообще и «стиля живописи» в частности иногда абстрактны и противоречивы. Ниже я постарался обобщить наиболее важные, на мой взгляд, определения и выводы в отношении стилей живописи, к которым пришли учёные и искусствоведы.

Горный пейзажСэссю. Горный пейзажСэссю. Горный пейзаж Сэссю Тойо. «Горный пейзаж»
Галерея искусств Фрир. Вашингтон
Определение стиля живописи*

«Слово «стиль», происходящее от названий античного инструмента для письма (лат. stilus, stylus, от греч. stэlos — остроконечная палочка для письма), уже в древнем мире стало обозначать литературный слог, индивидуальную манеру. Оно и ныне употребляется для обозначения индивидуальных художественных особенностей, присущих творчеству писателя, художника, музыканта (например, стиль Микеланджело или Э. Делакруа) или даже отдельному периоду его деятельности. Понятие стиля широко используется в истории искусств и при определении типичных для какого-либо периода художественных направлений или тенденций, обладающих специфическим сочетанием стилевых признаков. Как характер и границы, так и наименования таких стилей («стилевых направлений») многообразны, а иногда весьма произвольны. Стилями именуют иногда и устойчивые особенности искусства какого-либо народа, в дальнейшем ставшие предметом эклектического подражания или стилизации («древнеегипетский стиль», «китайский стиль», «русский стиль» и др.). Однако, поскольку не любой признак общности в искусстве (в частности, признак его национальной принадлежности) есть непременный признак стиля, такие наименования обычно не имеют характера научного определения.

Разговор Рыбака и ДровосекаРазговор Рыбака и Дровосека. Сэссю Тойо Сэссю Тойо. «Разговор Рыбака и Дровосека»
Фонд Сэнъоку Хакукокан

Таким образом термин «стиль» употребляется в различных значениях, и в современной теории стиля существуют различные мнения об объёме этого понятия».

«Споры специалистов в основном сводятся к следующему: стиль — это содержание или только форма? В отношении «зрительных искусств» — архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства — эта тема вызывает особенно активные дискуссии, поскольку она связана с соотношением понятий стиля и композиции. Композиция представляет собой уникальную (каждый раз новую) целостность всех элементов содержания и формы. Стиль составляет целостность тех же элементов. Следовательно, сущность феномена художественного стиля заключена не в элементах и тем более не в «формальных носителях» (их набор незначительно меняется на протяжении истории искусства), а в том, каким образом эти элементы соединяются между собой. …

Зимородок и бамбукСэссю Тойо. Зимородок и бамбук Сэссю Тойо. «Зимородок и бамбук»
Музей искусств Метрополитэн

Стилевые качества, в отличие от композиционной целостности, не локализуются в границах отдельного произведения искусства. Композиция создает непосредственное ощущение целостности отдельного произведения; художественный стиль отражает изменения представлений человека о мире в историческом времени. Композиция — это создание пространственной целостности; стиль — художественное переживание и отражение исторического времени. …

ПейзажСэссю. ПейзажСэссю. «Пейзаж» (поздняя копия)
Галерея искусств Фрир. Вашингтон

Стиль рождается непреднамеренно. Если художник в процессе создания произведения думает о стиле, заранее решает, каким в стилевом отношении будет результат, то он из творца превращается в стилизатора. Поэтому историку искусства для определения стиля необходимо мысленно выстроить ряд произведений, объединяемых по сходству признаков, и ощущение стиля возникнет само собой».

«Существует огромное разнообразие стилей и направлений в изобразительном искусстве. Часто они не имеют четко выраженных границ и плавно переходят из одного в другой, находясь в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий и т.д. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает».

Пейзаж в лунном светеСэссон Сюкэй. Пейзаж в лунном светеСэссон Сюкэй. «Пейзаж в лунном свете»
Художественный музей округа Лос-Анджелес

«В действительности, в истории искусства мы наблюдаем не сложившиеся стили, а процесс их длительного становления и взаимодействия в форме смешанных историко-региональных разновидностей в индивидуальном претворении того или иного мастера. Стиль представляет собой не устойчивую общность, а динамическую целостность содержательно-формальных элементов, постоянно развивающуюся и неуловимо меняющуюся в историческом времени. Другими словами, в действительной истории искусства мы имеем дело не со стилем или несколькими стилями, а с непрерывным и разветвленным историко-художественным процессом стилеобразования в форме смешанных стилевых метаструктур. Сложность этого понятия объясняет, почему слово «стиль» в качестве категории искусствознания так долго входило в научный оборот и до настоящего времени не имеет общепринятого определения».

ПейзажКано Эйтоку. ПейзажКано Эйтоку. «Пейзаж»
Бостонский музей изящных искусств
Стили японской живописи

Понимая теперь всю сложность и противоречивость научного определения «стиля живописи», можно приступить к достаточно условной классификации стилей японской живописи. Пройдя путь от простого к сложному, требуется порой совершить обратный путь, - от сложного к простому, - и дать более упрощённое и более распространённое определение стиля живописи: «Стиль живописи – это направление с общими идеями, техникой выполнения, характерными приёмами изображения».

ПейзажСэссю. ПейзажСэссю Тойо. «Пейзаж»
Галерея искусств Фрир. Вашингтон

В японской живописи первого тысячелетия искусствоведы выделяют три таких направления: буддийскую живопись (буцуга), китайскую живопись и корейскую живопись. Причём, говоря о стилях, исследователи рассматривают, как правило, только светскую живопись, а буддийскую живопись оставляют за скобками. К выделению корейской живописи в отдельное направление искусствоведы прибегают крайне редко, полагая что корейская живопись - во многом явление производное от китайской живописи. В итоге китайскую и корейскую живопись часто объединяют в одно направление. Это объединённое направление получило в Японии название «кара-э», или «танская живопись». Сам же термин «танская живопись» связан с династией Тан, управлявшей Китаем с 618 по 907 год. Этот период по праву считается эпохой расцвета и наивысшего могущества средневекового Китая.

Плывущие лодки и павильон у реки| ПейзажЛи Сысюнь. Парусные лодки и павильон Ли Сысюнь. ПейзажЛи Сысюнь
«Плывущие лодки и павильон у реки» (слева)
«Император Тайцзун, прибывающий во Дворец Цзюйчэн» (справа)
Национальный дворцовый музей Тайбэя | Галерея искусств Фрир

Воспринятая японскими художниками танская живопись была представлена двумя стилями – «цинлу шаншуй» (青緑山水, яп. «сэйрёку сансуй», «сине-зелёный пейзаж») и пайхуа (白画, яп. «хакубё», «белая живопись»). «Цинлу шаншуй» относился к «северной школе» китайской живописи и был основан придворным художником Ли Сысюнем (李思訓, 653-718), «старшим генералом Ли», который принадлежал к правившему при династии Тан императорскому роду Ли. Характерными особенностями этой живописи было использование ярких минеральных красок и тщательная прорисовка деталей изображения, очерченных чёрной тушью. Важно отметить, что на раннем этапе развития японской живописи термин «кара-э» стал прочно ассоциироваться именно со стилем «цинлу шаншуй» («сине-зелёный пейзаж»).

Горы и воды на тысячу ли
Ван Симэн. Горы и воды на тысячу ли
Ван Симэн. «Горы и воды на тысячу ли»
Дворцовый музей в Пекине
Ширма с пейзажемШирма с пейзажем из храма Тодзи. Период Хэйан«Ширма с пейзажем» («Сэндзуй бёобу») из храма Тодзи. 11 век
Национальный музей Киото

«Пайхуа» («белая живопись») использовалась многими известными мастерами кисти, в том числе Гу Кайчжи (顧豈之, ~ 344 - 406). Китайские художники полагали, что монохромная живопись наиболее красноречиво выражает чистоту и силу линий кисти. Техника пайхуа была усовершенствована во времена династии Тан великим художником У Даоцзы, он же – У Даосюань (呉道玄, акт. 720-60), чьё мастерство в использовании мощных и выразительных модулированных мазков стало легендарным. Когда речь идёт о законченных работах, выполненных в технике пайхуа без использования красок, искусствоведы определяют пайхуа (хакубё) как самостоятельный стиль живописи. В Японии этот стиль был впервые представлен незадолго до середины 8 века, когда его называли «сога» (素画, «простая живопись»). Ряд образцов находится в коллекции субхрама Сёсо-ин (正倉院) храма Тодай-дзи (東大東) в городе Нара, в том числе ширма «Дамы с птичьими перьями» (鳥毛立女図, «Торигерюдзё-но-дзу»), которая сохранилась до наших дней, разобранная на шесть отдельных панелей. В поздний период Хэйан популярный в наше время термин «суми-э» («живопись тушью») впервые был использован именно для обозначения стиля пайхуа (хакубё). Сильного развития в Японии этот стиль не получил. В период Камакура к нему обращались художники, работавшие в жанре нисэ-э (портретная «живопись подобия») и моногатари-э (например, «Гэндзи-моногатари-экотоба» 13 века). Знаменитые свитки «Карикатуры на зверей и птиц» (鳥獣人物戯画, «Тёдзю-дзинбуцу-гига») из коллекции Кодзан-дзи (高山寺) в Киото, приписываемые кисти Тоба Содзё (鳥羽僧正, 1053–1140), были также созданы в стиле хакубё. С проникновением в Японию стиля суйбокуга и ростом его популярности хакубё вышел из моды.

Дамы с птичьими перьямиДамы с птичьими перьями. Роспись ширмы. 8 век. Храм Тодай-дзи. Субхрам Сёсо-ин. НараДамы с птичьими перьями. Роспись ширмы. 8 век. Храм Тодай-дзи. Субхрам Сёсо-ин. Нара«Дамы с птичьими перьями». Роспись ширмы. 8 век
Субхрам Сёсо-ин монастыря Тодай-дзи. Нара
Карикатуры на зверей и птицТоба Содзё. Карикатуры на зверей и птиц. ФрагментТоба Содзё. «Карикатуры на зверей и птиц» («Тёдзю-дзинбуцу-гига»). Фрагмент
Кодзан-дзи, Киото
Иллюстрированная повесть о Хэйкэ
Хэйкэ-моногатари эмаки. Фрагмент
«Хэйкэ-моногатари эмаки» в стиле хакубё
Национальный музей Киото

К концу 9 века с ростом национального самосознания, с развитием японской поэзии вака японские художники начали обращаться к специфически японским темам и предметам живописи. Это были пейзажи с японскими достопримечательностями, сезонными мотивами или другими жанровыми элементами, имевшими отличительный национальный колорит, получившие позднее название «ямато-э» («японская живопись»). Историю зарождения и развития направления ямато-э традиционно связывают с именем Косэ Канаока и его художественной школой. Творческий период деятельности Косэ Канаока пришёлся на вторую половину 9 века, время становления аристократической культуры периода Хэйан. Канаока, как считалось, вышел за рамки традиционных для китайской живописи тем и технических приёмов, и создал новое, специфически японское направление живописи, которое было развито его потомками, сформировавшими «художественную школу Косэ».

Цветы и деревья четырёх сезоновТоса Мицунобу. Цветы и деревья четырёх сезоновТоса Мицунобу. Цветы и деревья четырёх сезоновТоса Мицунобу. «Цветы и деревья четырёх сезонов». 16 век
Художественный музей Идэмицу
Пейзаж четырёх времён года: Осень и ЗимаПейзаж четырёх времён года: Осень и Зима«Пейзаж четырёх времён года: Осень и Зима»
Институт искусств Минеаполиса

Первоначально живопись «ямато-э» по стилю и по формату не отличалась от живописи «кара-э». Различие было предметно-тематическое, поэтому на первом этапе ямато-э была фактически жанровым направлением японской живописи. Но, с одной стороны, в процессе своего развития «ямато-э» разработала ряд новых художественных и технических приёмов, таких как «фукинуки ятай», «хикимэ кагибана» и «суйари» или «касуми». С другой стороны, в середине 13-го – начале 14-го веков, в период Камакура, в Японию начала массово проникать китайская живопись династий Сун и Юань (宋元画, «согенга»), и с этого времени термин «кара-э» стал относиться к японской монохромной живописи тушью (суйбокуга, 水墨画, или суми-э). Полихромная светская живопись, использующая яркие минеральные краски, стала уделом немногих художников, нашедших прибежище и покровительство при императорском эдокоро. Это были художники школы Касуга и выросшей из неё школы Тоса, остававшиеся верными традициям ямато-э. К этому времени к ямато-э стали относить всё многообразие живописных жанров периода Хэйан и раннего периода Камакура, а сам ямато-э всё чаще стал позиционироваться как отличительный стиль школы Тоса в частности, и как национальный японский стиль живописи вообще. Поэтому в период Муромати на основании явных стилистических различий можно выделить два основных стиля японской живописи: «ямато-э» и суйбокуга, которая, во многом благодаря Сюбуну, стала излюбленным художественным стилем.

ПейзажПейзаж. Сэссю Ода Сэссю Тойо. «Пейзаж»
Музей искусств Хонолулу

На последнем этапе своего развития, в конце 15-го – начале 16-го веков, суйбокуга стала приобретать черты светскости и декоративности, что проявилось уже в творчестве учеников Сюбуна Гакуо Дзокю и Огури Сотана, и в творчестве Сюгэцу, ученика Сэссю Тойо. Окончательное выражение эта тенденция нашла в творчестве Кано Мотонобу (狩野元信, 1476-1559) и его внука Кано Эйтоку (狩野永徳, 1543-1590), которые стали использовать в своих картинах одновременно и тушь, и яркие цветные краски. Подобное смешение стилей «ямато-э» и «суйбокуга» породило запрос на разработку новой терминологии. Представители неоконфуцианской мысли периода Эдо дали этому стилю название «канга», а сам стиль стал визитной карточкой школы Кано.

Цветы и птицы. Весенний пейзажКано Мотонобу. Цветы и птицы. Весенний пейзажКано Мотонобу. Цветы и птицы. Весенний пейзажКано Мотонобу. «Цветы и птицы. Весенний пейзаж». Фусума-э
Музей искусств Кливленда

Бурное развитие ещё одного стиля живописи – кинпэкига – пришлось на период Момояма и также связано с именем Кано Эйтоку. Кинпэкига, или «дами-э» (濃絵), - декоративный стиль монументальной японской живописи с использованием в качестве фона золотой фольги, хаку (箔) (редко - серебряной фольги), ярких минеральных красок и рельефных поверхностей, мориагэ (盛上げ). Хотя цветные картины с золотым фоном создавались, по-видимому, ещё в 10 веке художниками ямато-э, документальные сведения о «золотых» картинах появляются в период Муромати. Термин кинбёобу («золотая складная ширма») впервые встречается в исторических записях 15-го века. В первом томе «Боки-э» (1482 год) изображены «золотая ширма» и картина в стиле кинпэкига, «нефритово-золотой живописи». Расцвет популярности кинпэкига пришёлся на конец периода Момояма – начало периода Эдо, во многом, благодаря Кано Эйтоку, и объективно был связан с развитием замковой архитектуры, моду на которую ввёл Ода Нобунанга. Эйтоку получил заказ от Ода Нобунанги на роспись интерьеров замка Адзутти, позже Эйтоку расписывал интерьеры замков и резиденций Тоётоми Хидэёси – Замка Осака и дворца Дзюракудай в Киото. В результате мода на роскошные золотые ширмы и фусума, которые оказались очень созвучны эпохе Момояма, быстро распространилась по всей Японии. «Подражая правителю страны, его многочисленные вассалы стремились также украсить свои резиденции по новой моде, и художники школы Кано, а затем и других школ были засыпаны заказами на росписи ширм и фусума, повторяя в разных вариантах ту основную стилевую модель, которую создал Эйтоку». В дальнейшем на протяжении всего периода Эдо многие художники школ Кано, Тоса, Римпа, Кайхо, Хасэгава, Нанга и Маруяма создавали росписи ширм (бёобу-э) и раздвижных перегородок (фусума-э) в стиле кинпэкига.

Цветы и птицы четырёх сезоновКано Эйтоку. Цветы и птицы четырёх сезоновКано Эйтоку. Цветы и птицы четырёх сезоновКано Эйтоку. «Цветы и птицы четырёх сезонов»
Музей изящных искусств Хакуцуру. Кобэ. Префектура Хёго
Сосны четырёх времён годаКано Танъю. Сосны четырёх времён годаКано Танъю. Сосны четырёх времён годаКано Танъю. «Сосны четырёх времён года»
Коллекция монастыря Дайтокудзи. Киото
Тигр и ДраконКано Санраку. ДраконКано Санраку. ТигрКано Санраку. «Тигр и Дракон»
Монастырь Мёсин-дзи. Киото

Подводя итоги и бросая ретроспективный взгляд на более чем тысячелетнюю историю японской живописи, можно выделить в ней следующие основные стили: ямато-э, хакубё, суйбокуга, канга и кинпэкига. Каждому из них на нашем сайте посвящены отдельные материалы, содержащие историю возникновения и развития этих стилей и образцы картин.

* Список литературы:
1. Власов В. Г. Теория стиля // Теория формообразования в изобразительном искусстве. Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2017. — стр. 178
2. Г. Вельфлин. Основные понятия истории искусств, перевод с немецкого, Москва-Ленинград, 1930 г.
3. Кантор A. M. О стилях, Москва, 1962 г.
4. Кантор A. M. О стиле и стилистическом анализе, в сборнике: Советское искусствознание 77, выпуск 1, Москва. 1978 г.
5. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв., Москва, 1966 г.
6. Е. И. Ротенберг. Западноевропейское искусство XVII века, Москва, 1971 г.
7. А. И. Каплун, Стиль и архитектура, Москва, 1985 г.