Сога Боккей (曾我墨渓, ? - 1473), он же Хёбу Боккей, – дзенский художник периода Муромати, которого называют основателем художественной школы Сога.
Согласно «Истории японской живописи» («Хонтё Гаси»), Боккей принадлежал семье, служившей клану Асакура в провинции Этидзен. Он был учеником художника Сога Сюбуна (Ри Сюбуна, 李秀文), основателем школы Сога и выдающимся представителем этой школы в её ранний период. Следовательно, источником линии передачи живописи Сога, начиная с Сога Боккея, считается стиль Ри Сюбуна. Следуя этим историям, Курокава Дою (黒川道祐) в своих «Ежедневных заметках» (日次記事, «Хинами кидзи», 1676) сообщает, что Боккей был сыном Ри Сюбуна и дочери главы семьи Сога; однако не приводит никаких документов или иных доказательств, подтверждающих это.
В середине 15 века Хёбу Боккей стал учеником дзенского мастера Иккю Содзюна (一休宗純, 1394–1481). Иккю чрезвычайно высоко ценил Боккея и посвятил ему стихотворение, в котором назвал его «учителем живописи». Признавая глубокую духовность картин Боккея, он писал: «Одни лишь капли воды, но результат так же блестящ, что у Хуэйнэна [шестого патриарха чань-буддизма]».
Высокопоставленный дзенский монах Оусэн Кэйдзан (横川景三, 1429 - 1493) в одном из своих трудов сообщает, что имя Боккея – Анэй (安栄), а прозвище (адзана) – Торин (桃林). Согласно другим источникам, Анэй – буддийское имя Боккея, а настоящее имя (имина) Боккея – Тахамарэ, общее имя (цусё) – Хёбу, творческий псевдоним (го) – «Суйбокусай».
Согласно записям другого дзенского монаха, представителя литературы «пяти гор» (годзан-бунгаку), Кисея Рейгена (希世霊彦, 1403–1488), Боккей был учеником Тэнсё Сюбуна и написал его портрет.
Некоторые современные искусствоведы, сторонники исключительного влияния корейской живописи на стиль художников школы Сога и их полной автономности от столичного мэйнстрима, посчитали эти сведения ошибочными. Будет уместно привести здесь их аргументацию.
В старые времена многочисленные комментаторы часто путали Ри Сюбуна (李秀文) с известным дзенским монахом-художником Тенсё Сюбуном (天章周文), который был связан с монастырём Сёкоку-дзи в Киото и занимал должность главного художника при сёгунате Асикага. Основная причина этой ошибки - имена художников, которые хотя и записывались разными иероглифами, но имели омофоническое звучание «Сюбун». Таким образом, иногда иероглифически имя Ри Сюбуна - 李秀文 - ошибочно записывалось как 李周文.
Стилистический анализ фусума-э «Пейзаж» в Синдзю-ане, которые традиция приписывает кисти Сога Дзясоку, а современные искусствоведы – кисти Сога Содзё, сына Боккея, показывает определённое влияние корейской живописи на автора этих росписей. В грубых мазках, плоской композиции, туманном воздухе, скрученных деревьях, архитектурном стиле и сильном контрасте тональности туши угадывается преемственность стиля Сога Содзё от корейского стиля Ри Сюбуна, который обучал живописи Боккея. Кроме того, в трудах по истории живописи Боккей часто упоминается не только как ученик Иккю Содзюна, но и как наставник, который обучал своего дзенского мастера живописи. По этой причине в картинах Бокусая Сёто (墨斎紹等, ? - 1492), другого ученика Иккю, также прослеживается корейский стиль. Таким образом, влияние корейской живописи на творчество художников школы Сога, связанных с Ри Сюбуном и монастырём Дайтоку-дзи, кажется неоспоримым.
Взаимоотношения художников Сога с Дайтоку-дзи могли, в том числе, иметь и политическую подоплёку. Официальные художники сёгуната Асикага, Тенсё Сюбун и его последователи, такие как Огури Сотан (小栗宗湛, 1413–1481), проживали в монастыре Сёкоку-дзи, который был построен кланом Асикага. Известно, что художественная школа Дзёсэцу-Сюбуна была продолжательницей традиций китайской художественной школы Ма-Ся, названной так по именам двух великих художников династии Южная Сун - Ма Юаня и Ся Гуя. Сам Сюбун и его ученики играли роль академических художников, обслуживающих сёгунат Асикага, а находившееся в Сёкоку-дзи бюро живописи (эдокоро) было создано по образцу китайской Академии живописи, основанной при династии Сун.
Дайтоку-дзи был построен в начале 14-го века при поддержке императора Годайго (後醍醐天皇, 1288-1339), политического противника сёгуната Асикага. При Годайго Дайтоку-дзи занимал в системе годзан («пяти гор») высшее, «надранговое» положение. Поэтому после поражения Годайго, Дайтоку-дзи попал в опалу и в 1341 году был исключён из системы годзан. Как следствие, некоторые монахи-художники, связанные с Дайтоку-дзи, были эксцентричными и иконоборческими по своей природе. Находясь в идеологической оппозиции к сёгунату Асикага, они целенаправленно не следовали живописи в стиле Ма Юаня и Ся Гуя, ставшей популярной, благодаря Тенсё Сюбуну из Сёкоку-дзи. Художников-монахов из Дайтоку-дзи интересовали альтернативные стили живописи, выразителем которых могли стать образцы живописи корейца Ри Сюбуна, поскольку большинство корейских пейзажистов во времена династии Чосон ориентировались на стиль китайской пейзажной живописи династии Юань.
Таким образом, сведения в «Хонтё Гаси» о том, что Боккей был учеником Сога Сюбуна (Ри Сюбуна), более достоверны, учитывая тесную связь Иккю Содзюна с кланом Асакура из Этидзен и идейную отдалённость дзенских монахов, связанных с Дайтоку-дзи, в том числе и Иккю, от монастырей системы «пяти гор» («годзан»).
Достаточно убедительная теория сторонников исключительно «корейского стиля» школы Сога завоевала много сторонников, но сильно пошатнулась после того, как был обнаружен индзин (印信), - диплом, удостоверяющий завершение обучения живописи, – вручённый Сога Дзясоку именно Тэнсё Сюбуном, а не Ри Сюбуном. При этом, по версии «Хонтё Гаси», Дзясоку – псевдоним Хёбу Боккея. Обнаруженный диплом, полученный Дзясоку от Тэнсё Сюбуна, заставил искусствоведов в очередной раз осознать, что в истории становления школы Сога вопросов больше, чем ответов...
На память приходит тот факт, что некоторые приписываемые Ри Сюбуну картины, такие как «Ветряная орхидея», «Монастырь Цзиньшань» (обе - из частных коллекций), «Китайский поэт Линь Хэцзин» из коллекции Национального музея Киото, «Пейзаж четырёх сезонов» из коллекции Художественного музея Кливленда и ряд других демонстрируют традиционный для японской живописи периода Муромати стиль школы Тэнсё Сюбуна, восходящий к академической китайской живописи династии Южная Сун (Ма Юаню и Ся Гую). Даже если эти картины датируются концом 15-го века (как считают искусствоведы), авторами этих работ были, вероятнее всего, художники школы Сога.
Пейзаж, приписываемый кисти Сога Дзясоку, из коллекции Токийского национального музея также выполнен в стиле южно-сунской пейзажной живописи, равно как и немногие сохранившиеся работы Сога Сёсэна, например, «Пейзаж» из коллекции Художественного музея Нэдзу.
Более того, сохранившиеся работы Сога Содзё и его сына Сёсэна содержат хвалебные комментарии высокопоставленных дзенских монахов из монастырей системы годзан. Так, гасан к «Пейзажу в технике хацубоку» кисти Содзё (коллекция Музея азиатских искусств Сан-Франциско) оставил Кэйдзё (Гитику) Сюрин, 83-й настоятель монастыря Сёкоку-дзи, а позднее – настоятель Рокуон-ин и сороку-си при сёгунате Асикага. А комментарии к «Пейзажам» кисти Сога Сёсэна из коллекций Музея искусств Нэдзу и Художественного музея Токийского университета искусств оставил Гэссю Дзюкэй (月舟寿桂), 246-й настоятель монастыря Кэннин-дзи.
Учитывая вышесказанное, разумно предположить, что школа Сога не развивалась в изоляции от основных веяний живописи периода Муромати, от бюро живописи (эдокоро) в Сёкоку-дзи и от системы годзан в целом. Факт обучения Сога Дзясоку (Боккея) у Тэнсё Сюбуна не отрицает возможности того, что первым учителем живописи Дзясоку был Ри Сюбун, как об этом сообщается в «Хонтё Гаси». Дополнительное обучение у Тэнсё Сюбуна помогло художнику расширить границы своего мастерства, а полученный индзин открывал перед ним более широкие перспективы практического применения своих талантов.
До наших дней дошло лишь несколько картин, приписываемых кисти Боккея: «Портрет Иккю-осё» (1452 г., из коллекции монастыря Сёрин-дзи), «Портрет Иккю-осё» (1453 г., из коллекции Мемориального музея Умедзава), а также «Портрет Дарума» с комментарием Иккю Содзюна из коллекции субхрама Синдзю-ан.
В Токийском национальном музее хранится один из самых известных портретов Иккю Содзюна, авторство которого традиция приписывала Бокусаю (Моцурину Дзёто). Однако в наше время широко распространена версия, что этот портрет Иккю принадлежит кисти Боккея.
Работы же, приписываемые кисти Дзясоку, нельзя однозначно относить к работам Боккея, поскольку имя Дзясоку использовали многие художники школы Сога. Предполагают, что среди них, помимо Боккея, были Содзё (宗丈, ? - до 1512 г.), Сёсэн (紹仙, или Дзёсэн, годы жизни неизвестны), Сойо (宗誉, ? - 1562 г.) и Сёсё (紹祥, или Дзёсё, годы жизни неизвестны), которые представляли несколько поколений школы Сога.