Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Чайница

Тяирэ

Чайницы, используемые в Японии для хранения чайного порошка, называются Тяирэ. Тяирэ входит в число главных предметов набора чайной утвари, используемой во время чайной церемонии, поэтому выбору чайницы уделяли первостепенное внимание.

Чайницы-тяирэ различаются и, соответственно, оцениваются по форме ёмкости, по виду глазури, нанесенной на поверхность, а также по цветовой гамме, рисунку и т. п. Тяирэ, как правило, бывают керамические, хотя в конце XVI в. порошок для приготовления «густого чая» иногда выносился в деревянных лакированных ёмкостях.

Чайница-маруцубо («круглый кувшин»)Чайница-маруцубо

Выделяются пять основных точек, по которым производится классификация ёмкостей-тяирэ: горловина (яп. катадзукури), верхняя часть (яп. ката, досл. «плечо»), средняя часть (яп. до, досл. «туловище»), нижняя часть (яп. татамидзуки), а также дно (яп. итокири). Что касается обработки поверхности чайниц, то различаются три слоя глазури - нижний, по которому делается роспись, верхний и, как его называют, лавинообразный, т. е. наносящийся не на всю поверхность, а только на часть её. Если чайница покрыта глазурью, то обязательно просматривается тот или иной вид покрытия или же комбинация слоев.

В период Хигасияма, когда в чайном действе использовалась исключительно китайская утварь, в качестве чайниц также употреблялись исключительно китайские керамические ёмкости. В Китае в них было принято хранить лекарственные снадобья и благовонные мази для втирания. Такие банки помещались в мешочки, сшитые из шелковой ткани, обвязывались шнурком. Китайские чайницы ставились не на татами, а на специально предназначенные для этого лакированные подносы, также, как правило, китайские. Чайные мастера любили использовать красные или черные резные подносы в виде цветка, с изображением красных и зеленых листьев, подносы, инкрустированные жемчужинами. Надо сказать, что владение китайскими чайницами считалось признаком большого богатства. По преданиям, цена китайской емкости, используемой для храпения порошкового чая, приравнивалась к стоимости сокровищ из захваченной у врага столицы или к цене большого участка земли.

Чайница-бунрин («яблоко»)Чайница-бунрин

Для всех китайских чайниц-тяирэ, точнее говоря, ёмкостей, использовавшихся под чайницы, были характерны чрезвычайно тонкие стенки, покрытые блестящей коричневой глазурью. На верхнюю часть емкости глазурь наносилась полосами. Дно чайницы оставляли неглазурованным.

Китайские чайницы имели самые разнообразные формы. Все они отличались изяществом и классической простотой, что свидетельствует о высоком мастерстве гончаров. Из многочисленных видов китайских чайниц-тяирэ наибольшее распространение получило четыре: насу («баклажан»), катацуки («имеющая плечи»). бунрин («яблоко»), маруцубо («круглый кувшин»). В самой Японии изготовлялось большое количество чайниц по образцам именно этих китайских тяирэ.

Чайница-насу, как видно уже из названия, напоминает по форме баклажан. Насу отличались тонкостью работы и изяществом глазурованных поверхностей, поэтому ценились выше других типов китайских чайниц.

Чайница-насу («баклажан»)Чайница-насу

Чайница-катацуки имеет плоскую верхнюю часть (от горловины до начала «туловища»), которая представляет из себя что-то вроде плечей. Бывают большие (высота до 9 см) и малые (высота до 6 см) катацуки. Формы чайниц этого типа символизировали мужественность. Это обусловило внешнюю отделку катацуки: они были, как правило, неярких, спокойных цветов.

Чайница-катацуки («имеющая плечи»)Чайница-катацуки

Чайница-бунрин похожа на небольшой круглый кувшин с невысоким горлом. Емкости этого типа отличались элегантностью внешней отделки. Нижний слой глазури мог быть, например, красным, поверх него - тонкий слой коричневою цвета и роспись серебряной краской.

Чайница-бунрин («яблоко»)Чайница-бунрин

Чайница-маруцубо была похожа на небольшой круглый кувшин с высоким горлом, покрывалась глазурью различных цветов.

Чайница-маруцубо («круглый кувшин»)Чайница-маруцубо

По мере распространения чаепитий среди достаточно широких слоев населения Японии, прежде всего среди самурайства и купечества, увеличивался спрос на чайную утварь, в том числе и на чайницы-тяирэ. Ограниченное количество емкостей китайского производства, подходящих для использования в качестве чайниц, их дороговизна стимулировали производство собственных тяирэ в Сэто. Первоначально чайницы из Сэто являлись искусными копиями китайских образцов. Качество их изготовления было очень высокое, и со временем они начали цениться не ниже китайских. Постепенно, однако, выработался оригинальный, отличный от континентального, стиль.

Кобори Энею и его ученики выработали классификацию тяирэ, положив в основу стилевые приемы, характерные для того иди иного признанного гончарного мастера: «старый [стиль]» (яп. матюко), «гора золотого цветка» (яп. кинкадзан), «[изделия] из островерхих печей» (яп. хафугама), «[изделия] из печей [, сооруженных] позже» (яп. нотигама). Для каждой разновидности выделялся базисный тип (яп. хонка, досл. «основной стих»), который имел множество вариаций. Кроме того, в рамках каждой разновидности чайницы классифицировались по формальным признакам и характеру обработки поверхности. Данная типология учитывала практически все виды чайниц, изготовленных по китайским образцам.

Чайница-маруцубо («круглый кувшин»)Чайница-маруцубо

XVII в. начала выделяться еще одна категория чайниц-тяирэ - «национальная керамика» (яп. кунияки). В этот разряд включали тяирэ, изготовленные не в Сэто и Киото, а на других гончарных производствах - в Бидзэн, Сигараки, Ига и др., т. е. в данном случае основой отнесения чайниц к этой категории являлись не эстетические критерии, а место изготовления. Тем не менее эстетика чаепитий-ваби оказала определенное влияние и на дизайн чайниц. Они стали менее изящными по отделке, но, с другой стороны, более разнообразными по форме.

«Словарь Пути чая» выделяет 16 разновидностей таких тяирэ, однако следует заметить, что каких-либо принципиальных метаморфоз чайницы, предназначенные для чайных церемоний ваби не претерпели. Элегантные, изящно расписанные чайницы соответствовали торжественному и строгому ритуалу приготовления и пития «густого чая», который сохранился и в чаепитиях-ваби.

Чайницы ТяирэЧайницы Тяирэ

Чайница-тяирэ закрывается плотно притертой крышкой из слоновой кости, внутреннюю сторону которой оклеивают золотой фольгой. Форма крышки должна соотноситься с формой чайницы. Иногда к чайнице прилагался набор разных крышек, и чайный мастер выбирал какую-нибудь из них, сообразуясь с видом утвари, используемой в данном чаепитии.

Катацуки и СифукуЧайница-катацуки в мешочке сифуку

Чайница-тяирэ выносится в помещение, где проводится чаепитие, в мешочке (яп. сифуку), завязанном сверху шнурком, и во время приготовления чая проводится ритуал извлечения чайницы из мешочка и осмотра его «гостями». Поэтому неудивительно, что выбор мешочка являлся в высшей степени ответственным делом. Сифуку изготовляются из кусков золотой или серебряной парчи, шелковой или шерстяной ткани различных цветов. В средние века особо ценилась ткань, привезенная из Китая и Индии. Шнурок сплетался из шелковых нитей, окрашенных в пурпуровый, голубой или другие цвета. Как правило, на ткань наносились узоры, причем и цвет (или цвета), и рисунок должны были гармонировать с интерьером чайной комнаты, чайной утварью, используемой в чаепитии, и самой чайницей.

Катацуки и СифукуЧайница-катацуки в мешочке сифуку
* По книге Игнатовича А.Н. «Чайное действо». Москва. Стилсервис. 2011 г.