Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Хонтё Гаси

Хонтё Гаси

«Хонтё Гаси» (яп. 本朝画史) или «История живописи в Японии», опубликованная в 1691 году, обычно считается первой «полной» историей японской живописи. Эта работа считается самой ранней серьезной художественно-исторической работой в Японии и является фундаментальным источником для исследователей. В ней представлены биографии более 400 художников из древней Японии.

Хонтё ГасиХонтё Гаси

Часть труда была написана Кано Сансэцу (狩野 山雪, 1589–1651), главой Киотского отделения школы Кано. После смерти Сансэцу в 1651 году его сын, Кано Эйно (狩野 永納, 1631–1697), совместно с Куракава Дою (黒川道祐, 1623 – 1691) существенно дополнил труд своего отца. Известно, что работа Кано Сансэцу охватывала только четверть художников, биографии которых содержатся в окончательной версии «Истории японской живописи». Предисловие к «Хонтё Гаси» написал Хаяси Гахо (林鵞峰, 1618 - 1680).

Кано Сансэцу (1589–1651)
Кано Сансэцу (1589–1651)
Кано Сансэцу (1589–1651)
Кано Сансэцу (1589–1651)
Кано Сансэцу (1589–1651)
Кано Сансэцу (1589–1651)

Эйно закончил «Хонтё Гаси», вероятно, к 1678 году; так как предисловие Хаяси датировано 1678 годом. Но исправленная и дополненная версия была опубликована гораздо позднее. В 1691 году появилась сокращенная версия в пяти томах с гравюрами на дереве под названием Хонтё Гадэн (本朝画伝, «Традиции японской живописи»). Полная версия была опубликована в 1693 году и называлась уже «Хонтё Гаси» («История японской живописи»).

Кано Эйно (1631–1697)
Кано Эйно (1631–1697)
Кано Эйно (1631–1697)
Кано Эйно (1631–1697)
Кано Эйно (1631–1697)
Кано Эйно (1631–1697)

Окончательный вариант «Истории японской живописи» состоит из шести томов. Первый том содержит описание традиции живописи, а остальные тома, по большей части, состоят из биографий более 400 художников. Биографии 147 художников периодов Нара и Хэйан составляют второй том, в то время как третий содержит биографии 100 художников периодов Камакура и Муромати. В четвертом томе основное внимание уделяется школе Кано и Хасэгава Тохаку и его последователям, а также темам и методам, связанным с этими школами, в то время как пятый том содержит биографии других (разных) художников и описывает инструменты рисования и пигменты. Шестой том, добавленный Кано Эйно в 1693 году, озаглавлен «Хонтё Гаин» (本朝画印) и представляет собой сборник печатей художников.

«Хонтё Гаси» является несомненно основательным и обширным трудом по истории живописи, но, как и все первичные источники, он имеет свои недостатки, связанные с предубеждениями своих авторов. В частности, он отражает предвзятые ценности школы Кано, не всегда оправдано уделяя излишнее внимание одним художникам и игнорируя других.

Хонтё ГасиХонтё Гаси

В 1819 году Хияма Тансай (檜山坦斎) опубликовал «Дзоку Хонтё Гаси» (яп. 続本朝画史, «Продолжение Хонтё Гаси»), посвященную истории живописи при Императорском дворе.