Катёга (花鳥画, «картины цветов и птиц») – японское название жанра живописи, предметом которого являются цветы и птицы. (Истории возникновения жанра и китайской живописи в жанре «цветы и птицы» посвящена отдельная статья: «Цветы и птицы (хуаняо-хуа)».)
В отличие от китайской традиции, в Японии катёга разделён на поджанры: катёга (花鳥画, «цветы и птицы»), какига (花卉画, «цветы»), сотюга (草虫画, «насекомые и растения») и рэймога (れい毛画, «картины домашних животных»).
В Японии тема птиц и цветов была одной из главных в живописи «ямато-э», хотя из докамакурского периода сохранились только те изображения, что были выполнены на лакированной посуде и металлических изделиях. Примером могут служить сохранившиеся декоративные росписи из коллекции субхрама Сёсо-ин (正倉院) в монастыре Тодай-дзи (東大寺) в Нара (различные музыкальные инструменты, медиаторы бивы, предметы домашнего обихода).
Самыми ранними из сохранившихся образцов японской живописи в жанре катёга, являются картины в стиле суйбокуга дзенских монахов-художников раннего Муромати. В основном, это были картины, изображающие диких гусей в тростниках или орхидеи. В этом жанре работали в 14-ом веке Као Нинга, Тэссю Токусай и Гёкуэн Бонпо.
В 15 веке, продолжая традиции китайской академической живописи династий Сун и Юань (宋元画, согенга), дзенские и профессиональные светские художники начали делать росписи многостворчатых ширм (бёобу-э) с многоцветными изображениями птиц и цветов. Во многих случаях росписи на этих многостворчатых ширмах были посвящены классической теме «Четырёх времён года» (四季絵, «сики-э»). Такие росписи получили название сики-катё-дзу (四季花鳥図, «Картины цветов и птиц четырёх сезонов»). Документальные источники упоминают, что сики-катё-дзу создавал Тэнсё Сюбун, но до наших дней они, к сожалению, не дошли. Зато сохранились «картины цветов и птиц», созданные Сэссю Тойо и Огури Сотаном.
В конце 15-го или начале 16 века Кано Мотонобу (狩野元信, 1476-1559) и другие художники школы Кано начали использовать в своих картинах одновременно и монохромную тушь, и яркие цветные краски, смешав стили суйбокуга и ямато-э. Представители неоконфуцианской мысли того времени дали этому стилю название «канга». Дальнейшее развитие и усовершенствование стиль «канга» получил при внуке Мотонобу, Кано Эйтоку (狩野永徳, 1543-1590). Картины в этом стиле украшали многостворчатые ширмы и раздвижные перегородки (фусума) в замках и дворцах высокородных даймё. «Канга» вышел за рамки художественной школы Кано и стал использоваться мастерами других школ, включая «Хасэгава-ха» (長谷川派), «Кайхо-ха» (海北派) и «Ункоку-ха» (雲谷派).
В период Момоямы картины в жанре «цветы и птицы» рисовались художниками школы Кано в стиле кинпэки, на блестящем золотом фоне с использованием на больших многостворчатых ширмах, стенных панелях и раздвижных перегородках (фусума-э), украшая интерьеры замков высокопоставленных даймё, дворцов придворной знати и резиденций богатых купцов.
В период Эдо возникли различные манеры изображения цветов, растений и птиц: декоративная (художники школы Римпа) и натуралистическая - учеников Маруямы Окё (円山応挙), которые синтезировали декоративную традицию ямато-э со свежим взглядом на природу. Манера школы Маруяма прекрасно представлена его собственными работами «Бамбук, журавли и молодые сосны», «Гусь и тростник. Ивы в лунную ночь», «Журавли», «Павлины» и др.
Образцами живописи катёга школы Римпа могут служить росписи ширм Таварая Сотацу «Осенние цветы и травы» и «Бабочки и цветы», росписи ширм Огата Корина «Птицы и заснеженные сосны», «Журавли, бамбук и сосны», «Журавли» и малоформатные работы Сакаи Хойцу.
Жанр «цветы и птицы» широко использовался в ксилографии укиё-э, где был известен как катё-э (花鳥絵). Из мастеров укиё-э, создававших катё-э, были и Утагава Хиросигэ (歌川広重, также известный как Андо Хиросигэ, 1797-1858), и Китагава Утамаро, и Кацусика Хокусай.
Начиная с эпохи Мэйдзи к жанру катёга нередко обращались художники движения син-ханга, такие как Охара Косон (1877-1945), Ито Содзан (1884–?), а также Имао Кейнэн (1845-1924).
Из других художников, работавших в жанре «цветы и птицы» в конце 19-го - начале 20-го веков, следует упомянуть Хасимото Гахо (橋本雅邦, 1835-1908), Хисида Сюнсо (菱田春草, 1874-1911) и Такеути Сэйхо (竹内栖鳳, 1864-1942).
Об истории возникновения жанра и о китайской живописи в жанре «цветы и птицы» читайте отдельную статью: «Цветы и птицы (хуаняо-хуа)».