Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Тофуку-дзи (яп. 東福寺) – один из старейших дзенских храмов Киото

Тофуку-дзи

Тофуку-дзи (яп. 東福寺) – один из старейших дзенских храмов Киото, основанный в 1236 году. Тофуку-дзи входил в число важнейших дзенских храмов в период Муромати, получив четвертый ранг (после Тэнрю-дзи, Сёкоку-дзи и Кэннин-дзи) в сформировавшейся к концу 14 века системе годзан («Пять Гор») Киото.

Тофуку-дзи. Киото

Все японские храмы, построенные после периода Нара, имеют сан-го, «имя горы», используемое в качестве почетного префикса. Сан-го (букв. «Имя Горы») этого храма – Энити-дзан. Общепринятое название храма – Тофуку-дзи. Хонсон (главное изображение Будды) – Будда Шакьямуни, киодзи (изображение Бодхисаттв) – Каннон и Майтрейя, кайки (учредитель и покровитель) – регент Кудзё Митие (九条道家, 1193-1252), кайсан (монах-основатель) – Энни (円爾, 1202-1280), известный также как Бэнъэн (弁円) и Сёити Кокуси (聖一国師).

Краткая история

На месте будущего Тофуку-дзи находился огромный семейный храм клана Фудзивара - Удзидера Хоссо-дзи, построенный Фудзивара Тадахира (藤原忠平, 880-949) в 924 году.

В 1236 году Кудзё Митиэ, занимавший высокие государственные должности (регент и кампаку) в период Камакура, решил построить на месте Удзидера Хоссо-дзи самый большой буддийский монастырь, столь же необъятный, как Тодай-дзи в Нара, и столь же великолепный, как Кофуку-дзи в Нара. Название монастыря Тофуку-дзи (東福寺) было образовано из иероглифов этих двух древних храмов: «То» (東), - первый иероглиф в названии храма Тодай-дзи, - и «Фуку» (福) – второй иероглиф в названии храма Кофуку-дзи.

К разработке плана строительства приступили уже в том же, 1236 году. Возведение главного здания монастыря, Зала Будды (Буцу-до) началось в 1239 году. Тофуку-дзи был задуман и впоследствии построен как монастырь нескольких буддийских школ: Тэндай, Сингон, Санрон-сю и Дзэн. Лишь в конце 14-го века Тофуку-дзи стал исключительно дзенским храмом.

Осень в Тофуку-дзи

В 1243 году Кудзё Митиэ попросил вернувшегося из Китая мастера дзен Энни Бэнъэна стать кайсаном (монахом-основателем) монастыря, и Энни принял это предложение.

Масштабность и величественность задуманного основателем монастыря проявилась даже в размерах изваяний в Зале Будды. Высота статуи Будды Шакьямуни была 15 метров, а статуи бодхисаттв Каннон и Майтрейя, с обеих сторон, возвышались на 7,5 метров. К сожалению, 15-и метровая статуя Шакьямуни не сохранилась. Первый раз она была уничтожена огнем в 1319 году и была восстановлена примерно в середине 14 века, но в 1881 году воссозданная копия почти полностью снова сгорела в пожаре. В Тофуку-дзи хранится огромная «рука Будды» (длиной 2 метра) - всё, что удалось спасти от огня в период Мэйдзи. И поскольку это фрагмент воссозданной в 14 веке точной копии оригинала, можно судить, что указываемые в исторических документах сведения о размерах статуи – 15 метров – не были преувеличены.

14 век, начало «золотого века» дзен, - стал периодом процветания и для Тофуку-дзи. Еще в конце периода Камакура, незадолго до «реставрации годов Кэмму», Тофуку-дзи был включен в число пяти важнейших буддийских храмов Киото (годзан, или «Пять гор»). В 1386 году этот высокий статус монастыря был сохранён сёгуном Ёсимицу Асикага, присвоившим Тофуку-дзи четвертый ранг в системе годзан («Пять гор») Киото.

Комио-ин (субхрам Тофуку-дзи)

Много известных настоятелей и монахов Тофуку-дзи оставили свой след в истории японской культуры. Среди них видные представители годзан бунгаку Кокан Сирен (虎関師錬, 1278-1346), автор книги «Гэнко Сякусё» (история буддизма эпохи Гэнко); его ученик Рюсэн Рёдзуй (?–1365), автор поэтического «Сборника Соснового Холма»; Гиё Хосю (1361-1424).

В конце 14 века известный японский художник Китидзан Минтё и его последователи основали и развивали в Тофуку-дзи влиятельную студию живописи, специализирующуюся на создании буддийских картин, как традиционных, сильно пигментированных, так и картин суйбокуга. Созданная Минтё студия стала ведущей студией, работающей в жанре досякуга, и была широко известна по всей Японии. Даже столетие спустя в студию поступали заказы на картины из храмов, отличных от линии храма Тофуку-дзи.

Монастырь Тофуку-дзиСэссю. Тофуку-дзи гаран Сэссю Тойо. «Тофуку-дзи гаран»

В конце 15-го века монастырь Тофуку-дзи посетил великий японский художник Сэссю Тойо. В субхраме Фунда-ин Сэссю создал прекрасный дзенский сад. С тех пор субхрам Фунда-ин более известен как Сэссю-дзи.

Сад Сэссю в Фунда-ин

Среди известных монахов и настоятелей Тофуку-дзи - Муи Соген, Рёан Кэйго, Анкокудзи Экей и Кэйдо Фукусима.

О храмовом комплексе

В 1255 году, через 19 лет с момента основания монастыря и через 3 года после смерти покровителя и учредителя (кайки) Кудзё Митиэ, возведение Ситидо Гаран, основных семи зданий монастыря, было завершено. Строительство всего храмового комплекса Тофуку-дзи продолжалось более 30 лет, и закончилось в 1273 году возведением Хатто (Зала Дхармы) субхрама Кенкё-ин.

Монастырские постройки, пострадавшие в 1319 году, были восстановлены при поддержке семьи Кудзё и военного правительства Камакура. Но пожар 1319 года не был последним, за ним последовали два разрушительных пожара в 1334 и 1336 годах. Большинство зданий монастыря были уничтожены огнём. В 1336 году, через 4 месяца после последней катастрофы, началось растянувшееся на десятилетия возрождение Тофуку-дзи. В 1347 году, при финансовой поддержке бывшего канпаку Итидзё Цунэмити (一条経道, 1317-1365) была восстановлена верхняя часть Зала Будды. Лишь примерно через двадцать лет после пожаров эры Кэмму и эры Энген (1336-1339) при поддержке сёгунов Асикага восстановление монастыря было завершено, и он приобрел столь же величественный вид, как и в прежние времена.

Дзен-доДзен-до (Зал для медитаций) Тофуку-дзиДзен-до (Зал для медитаций). Постройка 1347 г. Национальное достояние Японии

В 16 веке часть зданий монастыря пострадала в войне годов Тэнбун. Но благодаря поддержке Тоётоми Хидэёси, а позже - Иэясу Токугава Тофуку-дзи был заново отстроен и благополучно просуществовал до эры Мэйдзи, т.е. до конца 19 века.

В 1881 году в Ходзё (Доме настоятеля) вспыхнул пожар, который перекинулся на соседние постройки. Огонь уничтожил Буцу-До (Зал Будды), Хатто (Зал Дхармы), Ходзё (Доме настоятеля) и Кури (общежитие монахов).

Дом настоятеля (Ходзё)Дом настоятеля (Ходзё) Тофуку-дзи.Дом настоятеля (Ходзё) Тофуку-дзи.

В 1890 году был восстановлен Ходзё, в 1910 году – Кури (общежитие для монахов). В 1917 году началось восстановление Буцу-до и Хатто (Зала Будды и Зала Дхармы). И в 1934 году храм был снова открыт.

Зал Будды (Буцу-до)Буцу-до (Зал Будды) Тофуку-дзи. Другое название - Хон-доБуцу-до (Зал Будды) Тофуку-дзи. Другое название - Хон-до.

В лучшие дни Тофуку-дзи насчитывал 53 субхрама, но во время антибуддийской кампании периода Мэйдзи многие из них были упразднены. На данный момент на территории монастыря сохранились лишь 25 субхрамов, среди них – Камио-ин, Тэнтоку-ин, Фунда-ин и Риккёку-ан.

Тэнтоку-ин (субхрам Тофуку-дзи)
Достопримечательности и культурные ценности

В настоящее время на территории Тофуку-дзи находятся древнейшие дзэнские храмовые постройки периода Муромати, уцелевшие при пожаре 1881 года: Дзен-до (Зал для медитаций), построенный в 1347 году; Йокусицу (баня) и Тосу (туалет). Все эти три здания, а также сохранившиеся Саммон (главные ворота), причислены к Национальному достоянию Японии.

Баня (Йокусицу)Баня (Йокусицу) Тофуку-дзи.Баня (Йокусицу) Тофуку-дзи. Постройка 1459 г. Национальное достояние Японии.

Главные ворота Тофуку-дзи - Саммон — самые древние из ворот дзэнских храмов в Японии. Их высота составляет 22 метра.

СаммонСаммон (главные ворота) Тофуку-дзиСаммон (главные ворота) Тофуку-дзи. Постройка 1425 г.

Помимо них сохранились построенные в 1264-75 годах «Лунные ворота» (Гекка-мон) и ворота Ниомон (1391); обозначенные как важная культурная ценность.

ГеккамонГеккамон (Лунные Ворота) Тофуку-дзи. Подарок императора КамэямаГеккамон (Лунные Ворота) Тофуку-дзи. Подарок императора Камэяма

Среди других художественных ценностей следует отметить портрет Учжунь Шифаня (кисти неизвестного китайского художника династии Сун) и образцы каллиграфия Учжунь Шифаня. Учжунь Шифань был учителем монаха-основателя Энни Бэнъэна.

Учжунь ШифаньНеизвестный художник. Портрет Учжун Шифаня. Портрет Учжун Шифаня

В Тофуку-дзи хранятся 103 тома сунской версии «Тайхей Гиоран» (太平御覧); 12 томов Книги песен «Гисо»; «Дзенин-гакудзи-нараби-нихайдзи» (禅院額字并牌字) - деревянные таблички с иероглифами Адзана и Пай (Национальное достояние Японии) и много других культурных ценностей.

Здесь же можно увидеть грандиозное полотно кисти Минтё «Большая Нирвана (или Смерть Будды)».

Большая НирванаМинтё. Большая Нирвана Минтё
«Большая Нирвана (Смерть Будды)»

Ещё одна потолочная картина, большая и яркая - «Синий Дракон», была написана художником Инсо Домото в 1933 году.

Синий ДраконИнсо Домото. Синий Дракон Инсо Домото
«Синий Дракон»

Тофуку-дзи славится своими прекрасными садами. Наиболее известны четыре дзенских сада (Северный, Южный, Западный и Восточный) возле Дома настоятеля (Ходзё), созданные в различных стилях в 1939 году. Их автор - известный историк японских садов и специалист по ландшафтному дизайну Мирэй Сигэмори.

Дзенские сады в Тофуку-дзи

В монастыре Тофуку-дзи растёт большое количество японских кленов, и в осенний сезон люди стекаются сюда, чтобы увидеть увядающую красоту природы. В Киото есть сложившаяся традиция – любоваться осенними листьями с моста Цутэн-кё.

Мост Цутэн-кё в Тофуку-дзи