Тофуку-дзи (яп. 東福寺) – один из старейших дзенских храмов Киото, основанный в 1236 году. Тофуку-дзи входил в число важнейших дзенских храмов в период Муромати, получив четвертый ранг (после Тэнрю-дзи, Сёкоку-дзи и Кэннин-дзи) в сформировавшейся к концу 14 века системе годзан («Пять Гор») Киото.
Все японские храмы, построенные после периода Нара, имеют сан-го, «имя горы», используемое в качестве почетного префикса. Сан-го (букв. «Имя Горы») этого храма – Энити-дзан. Общепринятое название храма – Тофуку-дзи. Хонсон (главное изображение Будды) – Будда Шакьямуни, киодзи (изображение Бодхисаттв) – Каннон и Майтрейя, кайки (учредитель и покровитель) – регент Кудзё Митие (九条道家, 1193-1252), кайсан (монах-основатель) – Энни (円爾, 1202-1280), известный также как Бэнъэн (弁円) и Сёити Кокуси (聖一国師).
Краткая история
На месте будущего Тофуку-дзи находился огромный семейный храм клана Фудзивара - Удзидера Хоссо-дзи, построенный Фудзивара Тадахира (藤原忠平, 880-949) в 924 году.
В 1236 году Кудзё Митиэ, занимавший высокие государственные должности (регент и кампаку) в период Камакура, решил построить на месте Удзидера Хоссо-дзи самый большой буддийский монастырь, столь же необъятный, как Тодай-дзи в Нара, и столь же великолепный, как Кофуку-дзи в Нара. Название монастыря Тофуку-дзи (東福寺) было образовано из иероглифов этих двух древних храмов: «То» (東), - первый иероглиф в названии храма Тодай-дзи, - и «Фуку» (福) – второй иероглиф в названии храма Кофуку-дзи.
К разработке плана строительства приступили уже в том же, 1236 году. Возведение главного здания монастыря, Зала Будды (Буцу-до) началось в 1239 году. Тофуку-дзи был задуман и впоследствии построен как монастырь нескольких буддийских школ: Тэндай, Сингон, Санрон-сю и Дзэн. Лишь в конце 14-го века Тофуку-дзи стал исключительно дзенским храмом.
В 1243 году Кудзё Митиэ попросил вернувшегося из Китая мастера дзен Энни Бэнъэна стать кайсаном (монахом-основателем) монастыря, и Энни принял это предложение.
Масштабность и величественность задуманного основателем монастыря проявилась даже в размерах изваяний в Зале Будды. Высота статуи Будды Шакьямуни была 15 метров, а статуи бодхисаттв Каннон и Майтрейя, с обеих сторон, возвышались на 7,5 метров. К сожалению, 15-и метровая статуя Шакьямуни не сохранилась. Первый раз она была уничтожена огнем в 1319 году и была восстановлена примерно в середине 14 века, но в 1881 году воссозданная копия почти полностью снова сгорела в пожаре. В Тофуку-дзи хранится огромная «рука Будды» (длиной 2 метра) - всё, что удалось спасти от огня в период Мэйдзи. И поскольку это фрагмент воссозданной в 14 веке точной копии оригинала, можно судить, что указываемые в исторических документах сведения о размерах статуи – 15 метров – не были преувеличены.
14 век, начало «золотого века» дзен, - стал периодом процветания и для Тофуку-дзи. Еще в конце периода Камакура, незадолго до «реставрации годов Кэмму», Тофуку-дзи был включен в число пяти важнейших буддийских храмов Киото (годзан, или «Пять гор»). В 1386 году этот высокий статус монастыря был сохранён сёгуном Ёсимицу Асикага, присвоившим Тофуку-дзи четвертый ранг в системе годзан («Пять гор») Киото.
Много известных настоятелей и монахов Тофуку-дзи оставили свой след в истории японской культуры. Среди них видные представители годзан бунгаку Кокан Сирен (虎関師錬, 1278-1346), автор книги «Гэнко Сякусё» (история буддизма эпохи Гэнко); его ученик Рюсэн Рёдзуй (?–1365), автор поэтического «Сборника Соснового Холма»; Гиё Хосю (1361-1424).
В конце 14 века известный японский художник Китидзан Минтё и его последователи основали и развивали в Тофуку-дзи влиятельную студию живописи, специализирующуюся на создании буддийских картин, как традиционных, сильно пигментированных, так и картин суйбокуга. Созданная Минтё студия стала ведущей студией, работающей в жанре досякуга, и была широко известна по всей Японии. Даже столетие спустя в студию поступали заказы на картины из храмов, отличных от линии храма Тофуку-дзи.
В конце 15-го века монастырь Тофуку-дзи посетил великий японский художник Сэссю Тойо. В субхраме Фунда-ин Сэссю создал прекрасный дзенский сад. С тех пор субхрам Фунда-ин более известен как Сэссю-дзи.
Среди известных монахов и настоятелей Тофуку-дзи - Муи Соген, Рёан Кэйго, Анкокудзи Экей и Кэйдо Фукусима.
О храмовом комплексе
В 1255 году, через 19 лет с момента основания монастыря и через 3 года после смерти покровителя и учредителя (кайки) Кудзё Митиэ, возведение Ситидо Гаран, основных семи зданий монастыря, было завершено. Строительство всего храмового комплекса Тофуку-дзи продолжалось более 30 лет, и закончилось в 1273 году возведением Хатто (Зала Дхармы) субхрама Кенкё-ин.
Монастырские постройки, пострадавшие в 1319 году, были восстановлены при поддержке семьи Кудзё и военного правительства Камакура. Но пожар 1319 года не был последним, за ним последовали два разрушительных пожара в 1334 и 1336 годах. Большинство зданий монастыря были уничтожены огнём. В 1336 году, через 4 месяца после последней катастрофы, началось растянувшееся на десятилетия возрождение Тофуку-дзи. В 1347 году, при финансовой поддержке бывшего канпаку Итидзё Цунэмити (一条経道, 1317-1365) была восстановлена верхняя часть Зала Будды. Лишь примерно через двадцать лет после пожаров эры Кэмму и эры Энген (1336-1339) при поддержке сёгунов Асикага восстановление монастыря было завершено, и он приобрел столь же величественный вид, как и в прежние времена.
В 16 веке часть зданий монастыря пострадала в войне годов Тэнбун. Но благодаря поддержке Тоётоми Хидэёси, а позже - Иэясу Токугава Тофуку-дзи был заново отстроен и благополучно просуществовал до эры Мэйдзи, т.е. до конца 19 века.
В 1881 году в Ходзё (Доме настоятеля) вспыхнул пожар, который перекинулся на соседние постройки. Огонь уничтожил Буцу-До (Зал Будды), Хатто (Зал Дхармы), Ходзё (Доме настоятеля) и Кури (общежитие монахов).
В 1890 году был восстановлен Ходзё, в 1910 году – Кури (общежитие для монахов). В 1917 году началось восстановление Буцу-до и Хатто (Зала Будды и Зала Дхармы). И в 1934 году храм был снова открыт.
В лучшие дни Тофуку-дзи насчитывал 53 субхрама, но во время антибуддийской кампании периода Мэйдзи многие из них были упразднены. На данный момент на территории монастыря сохранились лишь 25 субхрамов, среди них – Камио-ин, Тэнтоку-ин, Фунда-ин и Риккёку-ан.
Достопримечательности и культурные ценности
В настоящее время на территории Тофуку-дзи находятся древнейшие дзэнские храмовые постройки периода Муромати, уцелевшие при пожаре 1881 года: Дзен-до (Зал для медитаций), построенный в 1347 году; Йокусицу (баня) и Тосу (туалет). Все эти три здания, а также сохранившиеся Саммон (главные ворота), причислены к Национальному достоянию Японии.
Главные ворота Тофуку-дзи - Саммон — самые древние из ворот дзэнских храмов в Японии. Их высота составляет 22 метра.
Помимо них сохранились построенные в 1264-75 годах «Лунные ворота» (Гекка-мон) и ворота Ниомон (1391); обозначенные как важная культурная ценность.
Среди других художественных ценностей следует отметить портрет Учжунь Шифаня (кисти неизвестного китайского художника династии Сун) и образцы каллиграфия Учжунь Шифаня. Учжунь Шифань был учителем монаха-основателя Энни Бэнъэна.
В Тофуку-дзи хранятся 103 тома сунской версии «Тайхей Гиоран» (太平御覧); 12 томов Книги песен «Гисо»; «Дзенин-гакудзи-нараби-нихайдзи» (禅院額字并牌字) - деревянные таблички с иероглифами Адзана и Пай (Национальное достояние Японии) и много других культурных ценностей.
Здесь же можно увидеть грандиозное полотно кисти Минтё «Большая Нирвана (или Смерть Будды)».
Ещё одна потолочная картина, большая и яркая - «Синий Дракон», была написана художником Инсо Домото в 1933 году.
Тофуку-дзи славится своими прекрасными садами. Наиболее известны четыре дзенских сада (Северный, Южный, Западный и Восточный) возле Дома настоятеля (Ходзё), созданные в различных стилях в 1939 году. Их автор - известный историк японских садов и специалист по ландшафтному дизайну Мирэй Сигэмори.
В монастыре Тофуку-дзи растёт большое количество японских кленов, и в осенний сезон люди стекаются сюда, чтобы увидеть увядающую красоту природы. В Киото есть сложившаяся традиция – любоваться осенними листьями с моста Цутэн-кё.