Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Четверо Спящих. Мокуан Рэйен

«Четверо Спящих». Мокуан

«Четверо Спящих» - это сюжет, который пользовался значительной популярностью среди художников Чань и Дзэн. Главные действующие лица – Фэнгань (яп. Букан), легендарный чаньский монах династии Тан, и его тигр, а также монах-поэт Ханьшань и монах Шидэ (яп. Кандзан и Дзиттоку), погруженные в глубокий сон.

Четверо СпящихМокуан Рэйен. Четверо Спящих Мокуан Рэйен. «Четверо Спящих»

История происхождения этого сюжета неясна, хотя считается, что он стал неотъемлемой частью чаньской живописи в Китае в начале тринадцатого века.

Самое раннее известное нам упоминание о художественной трактовке этого предмета - стихотворение в «Ручжин Хэшан юлу», написанное китайским настоятелем Чанвэном Ручжином (1163-1228) для ныне утраченной картины «Четверо спящих», принадлежавшей кисти китайского художника.

«Актерский дебют» Ханьшаня и Шиде в чаньской и дзенской живописи связан именно с картинами, изображающими «Четверых спящих».

В Японию этот сюжет проник и обрел популярность вместе с картинами китайских чаньских художников, и обычно интерпретировался как символ абсолютного спокойствия Вселенной для тех, кто достиг просветления. Первые японские интерпретации этой темы появились еще в 14 веке.

Один из ранних образцов дзенской живописи, иллюстрирующих этот сюжет и дошедших до нашего времени, - картина японского художника Мокуана, написанная в стиле суйбокуга (монохромная живопись тушью).

В «Четверых спящих» Мокуана Ханьшань и Шиде крепко спят на земле вместе с Фэнганем (мастером Дзэн, который нашел и вырастил Шиде) и ручным тигром Фенганя.

Надпись на этом свитке гласит:

Старый Фэнгань спит на земле, тигра обняв.
Рядом, прижавшись, лежат близнецы Шиде и Ханьшань.
Сон их объял, у которого нет ни конца, ни начала;
А иссохшее старое дерево всё цепляется за дно холодной пропасти…
Шао-му из Сян-фу приветствует их, руки сложив1.

Образы трёх монахов, спящих в обнимку с тигром на лоне природы, символизируют «мирное сосуществование с дикой природой и просветленным сознанием». Кроме того, спящие фигуры намекают на «мир сновидений, который не может быть изображен на бумаге» или на «спокойствие просветления, которое не может быть достигнуто в бодрствующем мире». «В образах четырех спящих обретают свою форму ключевые темы дзэн, такие как неразделенность человека и животного, мирно спящих вместе, безмятежность просветления и устранение дуальности и противоборствующих сил.

1 Перевод с английского - Алексей Филатов.