Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Сэссю Тойо. Пейзаж в технике хацубоку. Фрагмент

Суми-э. Живопись тушью

Суми-э (墨絵, буквально «живопись тушью» или «картина тушью») – картины, нарисованные монохромной (как правило, чёрной) тушью.

ПейзажПейзаж. Сэссю Ода Сэссю Тойо. «Пейзаж»

Термин «суми-э» использовался в разное время для обозначения двух разных стилей живописи. И в том, и в другом стиле в качестве основного пигмента используется тушь (суми, 墨). Первый стиль – это хакубё (白描), или хакубёга (白描画), в котором с помощью туши рисуются только контуры изображения (фигуры, предмета). Второй стиль – суйбокуга (水墨画), в котором предметы изображения представлены оттенками (градациями), пятнами и размытиями туши. Картины обоих типов иногда подкрашиваются лёгкими светлыми красками.

ПейзажКано Эйтоку. ПейзажКано Эйтоку. «Пейзаж»

Первоначально, в литературных памятниках периода Хэйан, таких как «Дневник Мурасаки Сикибу» (紫式部日記, «Мурасаки Сикибу никки») или «Повесть о славе» (栄華物語, «Эйга моноготари»), термин «суми-э» использовался для обозначения стиля (техники) хакубё.

Карикатуры на зверей и птицТоба Содзё. Карикатуры на зверей и птиц. ФрагментТоба Содзё. Карикатуры на зверей и птиц. ФрагментТоба Содзё. «Карикатуры на зверей и птиц» («Тёдзю-дзинбуцу-гига»). Фрагмент
Кодзан-дзи, Киото
стиль хакубё

В период Муромати этот термин стал использоваться для обозначения стиля суйбокуга («картина водой и тушью»), и старое значение термина «суми-э» было практически забыто. В наше время термины «суми-э» и «суйбокуга» являются синонимами и используются в искусствоведческой литературе взаимозаменяемо.

Чтение в одинокой хижине в бамбуковой рощеЧтение в одинокой хижине в бамбуковой роще. СюбунЧтение в одинокой хижине в бамбуковой роще. Сюбун Сюбун Тэнсё.
«Чтение в одинокой хижине в бамбуковой роще»

Истории зарождения и развития стилей хакубё и суйбокуга посвящены отдельные статьи на нашем сайте.