zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста
Набор чайных инструментов Ча цзюй или Шесть Благородных мужей Чайной Церемонии

Шесть Благородных мужей Чайной Церемонии

«Шесть Благородных мужей Чайной Церемонии» (茶道六君子, Ча Дао Лиу Цзюнь-цзы) или «Шесть помощников Чая» (茶艺六用, Ча Йи Лиу Йон) – чайная группа или набор чайных аксессуаров, состоящая из шести предметов и используемая в одном из видов китайской чайной церемонии - Гун фу ча.

По чьей-то ошибке и с чьей-то «лёгкой» руки» на всех русскоязычных сайтах, посвящённых чайной тематике, этот набор стали называть «Ча цзюй» (茶具, «Чайный набор»).

Однако «Ча-цзюй» в Китае, как и «Тя-догу» в Японии, охватывает гораздо более широкий перечень чайной утвари, используемой в чайной церемонии. И даже если речь идёт о «Ча-цзюй» для Гун фу ча, сюда включают и чайник (Ча-ху), и чайницу (Ча-йэ-гуань), и «чайный лотос» (Ча-хэ), и «море чая» (Ча-хай), и чайные чашки (Ча-бэй), и чайный поддон (Ча-бань), и ситечко (Ча-люй). Причём вышеперечисленными чайными предметами перечень Ча-цзюй для Гун фу ча не исчерпывается. Среди других, менее значимых чайных аксессуаров, есть и подставки для чашек (Ча-то), и ткань для ухода за чайной посудой (Ча-цзинь), и чайная группа «Шесть Благородных мужей Чайной церемонии». О ней мы и расскажем подробнее в этой заметке.

Некоторые источники указывают, что эта чайная группа стала использоваться в китайской чайной церемонии «Гунфу ча» сравнительно недавно, с начала 80-х годов 20-го века, когда мода на «чайную церемонию» распространилась по всему миру. В наши дни «Шесть благородных мужей» - незаменимый декоративный элемент в чарующем театрализованном действе Чайной церемонии, неотъемлемая деталь поэтическо-живописного пейзажа Чайной Церемонии. Это одновременно и произведение прикладного искусства, и функционально-значимый практичный набор аксессуаров.

«Шесть благородных мужей» часто являются наиболее часто используемыми и наименее заметными предметами чайной утвари, будучи разложенными по отдельности на чайном подносе. И лишь собранные вместе в Ча-тон (шестом благородном муже), они могут привлечь к себе внимание как самостоятельный «чайный ансамбль» и быть по-достоинству оценены эстетически, в особенности когда шестой благородный муж имеет необычную форму, украшен причудливым орнаментом или рельефными фигурками людей, животных, птиц, рыб или насекомых…

В состав «Шести Благородных мужей Чайной церемонии» традиционно входят:

Первый «Благородный муж» – Ча-цзэ (茶则, «чайная норма/стандарт»), известный также как Ча-пяо (茶瓢, «чайный совок/лопатка/ковш») и Ча-шао (茶勺, «чайная ложка») - деревянная ложка-совочек, с помощью которой сухой чайный лист засыпают в чайницу или из чайницы в Ча-хэ, или в заварочный чайник или гайвань. Ча-цзэ также используется иногда вместо Ча-хэ для оценки формы и цвета сухих чайных листьев в чайнице.

Ча цзэЧайный совок Ча-цзэ

Второй «Благородный муж» – Ча-лоу (茶漏, «чайная воронка») используется при засыпке сухого чайного листа из транспортной (магазинной) упаковки в чайницу, или из Ча-цзэ в Ча-хэ, или из Ча-цзэ в чайник. Говоря проще, Ча-лоу используют для того, чтобы не просыпать заварку (сухой чайный лист) мимо чайницы или чайника.

Ча лоуЧайная воронка Ча-лоу

Третий «Благородный муж» – Ча-ши (茶匙, «чайная ложка»), известный также как Ча-шао (茶杓, «чайный ковшик/черпак»); Ча-бо (茶拨, «перемещение/передвижение чая»), Ча-ба (茶扒 «чайное рёбрышко») и Ча-гуа (茶刮, где значение иероглифа 刮 - «выскребать, выскабливать»).

Ча-ши - маленькая лопатка на тонкой ручке, основное назначение которой – извлечение использованной заварки из чайника. Часто после многократного заваривания чайник бывает переполнен спитым чайным листом. Доставать «отработанный» чайный лист из чайника руками и неудобно, и негигиенично. Для удаления из чайника спитого чайного листа используют Ча-ши, который в данном случае выполняет функцию шлаковой ложки (渣匙, Чжа-ши).

Ча-ши также используют для более аккуратного («ювелирного») перемещения (пересыпания) сухих чайных листьев из Ча-хэ (или Ча-цзэ) в чайник или гайвань. Отсюда и второе название – Ча-бо.

Ча шиЧайная лопатка Ча-ши

Четвёртый «Благородный муж» – Ча-цзя (茶夹, «чайные зажимы»), известный также как Ча-куай (茶筷 «чайные палочки [для еды]») и Ча-ни (茶镊, «чайные щипчики»). Ча-цзя, во-первых, дублирует функции других «Благородных мужей», Ча-цзэ и Ча-ши, а именно: используется для извлечения сухого чайного листа из чайницы или для извлечения спитого чайного листа из чайника.

Во-вторых, Ча-цзя также часто используется как безопасный (чтобы не обжечь руки) и гигиеничный способ фиксации и переноски чашечек Вэнь-сян-бэй (闻香杯) и Пинь-мин-бэй (品茗杯) во время и после ополаскивания их кипятком, а также при перемещении наполненных чаем чашечек на Ча-то.

Ча цзяЧайные щипцы Ча-цзя

Пятый «Благородный муж» – Ча-чжэнь (茶针, «чайная игла») служит для очистки носика чайника от застрявших чайных листьев. У пятого «благородного» есть и второе имя – Ча-Тун (茶通, где иероглиф 通 означает «пройти через/пробиться/расчистить проход»). Но для избежания путаницы второе имя практически не используется из-за одинакового звучания с именем шестого «благородного».

Ча чжэньЧайные щипцы Ча-чжэнь

Шестой «Благородный муж» – Ча-тун (茶筒, «чайный контейнер») или Ча-пин (茶瓶 «чайная фляга/ваза») – специальная ёмкость для хранения вышеназванных инструментов (предыдущих пяти Благородных мужей).

Ча тонЧайная ваза Ча-тон

«Шесть Благородных мужей Чайной Церемонии», как правило, изготавливаются из бамбука. Бамбук – лёгкий и элегантный материал, с тонким чистым ароматом. Аромат дерева и аромат чая взаимно дополняют друг друга. В элитной чайной церемонии используют инструменты из сандалового или чёрного (эбенового) дерева.

Покупая «Шесть Благородных мужей Чайной Церемонии», обращайте внимание на текстуру и качество бамбука, не приобретайте инструменты с трещинами и надломами. Цвет «шести Благородных мужей» должен гармонировать с общим цветом вашего чайного набора.

По окончании чайной церемонии тщательно помойте инструменты и потом вытрите их насухо, чтобы они служили вам дольше и на них не заводились бактерии. Не помещайте их влажными в Ча тун (茶筒, «чайный контейнер»).

* Термин «Благородный муж» (Цзюнь-цзы) имеет в Китае тысячелетнюю историю. «Благородный муж» - это носитель совокупности конфуцианских добродетелей, идеальный нормативный образец человека, сочетающего в себе духовное, моральное величие с присущим ему правом на высокий социальный статус. Ему противостоит низкий человек («сяо жэнь»), который не способен внимать Небу, ибо всегда смотрит не вверх, а вниз, думает только о собственной выгоде, не может достойно переносить невзгоды и склонен винить в них всегда других, а потому оказывается склонен к раздорам. Опора государства - именно благородные мужи, причастные принципу человечности («жэнь»), постигнувшие необходимость неукоснительного соблюдения установленного порядка, обрядов, правил, церемоний («ли»). Их обязанность - наставлять народ на пути порядка и добродетели путем обучения и примера.