zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста
Настенные росписи из Хорюдзи Кондо. Фрагмент

Хэкига

Хэкига (壁画) - термин, относящийся к японским видам живописи. Среди искусствоведов нет полного единодушия относительно значения и, соответственно, устойчивого определения термина «хэкига», поэтому в зависимости от контекста и научных взглядов искусствоведов термин используется в различных значениях.

Буддийская настенная живописьБуддийская настенная живопись. ХэкигаБуддийская настенная живопись. Фрагмент
Кондо. Храм Хорюдзи. Нара

1. В своём наиболее широком значении «хэкига» (壁画) обозначает всю живопись, связанную с архитектурой, и, таким образом, включает в себя сёхэйга (картины на деревянных стенах, перегородках и на ширмах).

Замок Нагоя. Сёхэйга
Slider

2. В отдельных случаях термин «хэкига» используют для обозначения картин, написанных непосредственно на неподвижных стенах, в отличие от «сёхэкига», картин, выполненных на бумаге и потом наклеенных на подвижные перегородки (фусума-э) или стационарные внутренние конструкции (харицукэ-э).

Росписи стенФрагмент росписи стен. Гробница из ТакэхараФрагмент настенной росписи
Гробница из Такэхара. Миявака. Префектура Фукуока

В первую очередь, хэкига включает в себя живопись на покрытых штукатуркой стенах, например, росписи стен второй половины 6 века в могильном кургане из Такэхара или в гробнице Такамацудзука (高松 塚古墳, конец 7 - начало 8 вв.).

Росписи стенПридворные дамы. Фрагмент росписи стен. Гробница ТакамацудзукаПридворные дамы. Фрагмент настенной росписи
Гробница Такамацудзука

Другой пример - росписи стен в Хорюдзи Кондо (法隆寺金堂, конец 7 - начало 8 вв.) в городе Нара. Кондо, или Главный зал, в храме Хорюдзи является старейшим в мире сохранившимся деревянным сооружением и главной сокровищницей храма. Причудливые картины, покрывавшие некогда стены Главного зала, содержали сцены Чистой Земли и изображения Бодхисаттв. В 1949 году росписи были сильно повреждены во время пожара и демонтированы для сохранения. (В настоящее время часть из них экспонируется в Токийском Национальном музее). Реставраторам удалось воссоздать первоначальный облик интерьера. Сегодня стены Кондо украшают репродукции, которые почти в точности повторяют оригинальные росписи.

Буддийская настенная живописьБуддийская настенная живопись. ХэкигаБуддийская настенная живопись. Фрагменты
Кондо. Храм Хорюдзи. Нара

В данном значении термин «хэкига» включает в себя также картины на деревянных стенах и дверях «ита-э», такие как росписи в Годзю-но-до (五重塔) храма Дайго-дзи (醍醐寺) в Киото. Дайго-дзи был возведён как мемориальный храм покойного императора Дайго. Строительство храма было начато императором Судзаку и завершилось при императоре Мураками в 951 году. Дайго-дзи - одно из немногих сооружений, переживших смуту годов Онин (1467-1477). На данный момент это самое старое здание в Киото. А картины на стенах внутри, как говорят, связаны с японским эзотерическим буддизмом Сингон.

Буддийская настенная живописьБуддийская настенная живопись. ХэкигаБуддийская настенная живопись
Годзю-но-до. Храм Дайго-дзи. Киото

Традиционный процесс создания «хэкига», как правило, состоял из следующих этапов:

  • «ситадзи» (下地) - нанесение грунтовочного слоя;
  • «ситагаки» (下描き) – прорисовка (нанесение) контуров (эскизов) изображений;
  • «сайсики» (彩色) – нанесение краски;
  • «какиокоси» (描起し) - повторная прорисовка контуров и деталей чёрной тушью.
Настенные росписи из ХорюдзиФрагменты настенных росписей из ХорюдзиФрагменты настенных росписей из Хорюдзи
Токийский Национальный музей

Каменные или земляные стены сначала покрывали штукатуркой, затем на штукатурку наносился слой каолина (яп. хакудо, 白土), глины белого цвета, состоящей из минерала каолинита. Потом поверх этого базового слоя глины делались росписи минеральными красками.

Росписи стенДракон. Фрагмент росписи стен. Гробница ТакамацудзукаДракон. Фрагмент настенной росписи
Гробница Такамацудзука

Для крупномасштабных проектов процесс был разделен между различными мастерами (эси, 絵師). Главные художники наносили композиционные формы тушью на бумагу. Другие мастера, мокуга-эси (木画画師), используя специальный метод копирования нэнсихо (念紙法), с помощью угольной пасты и сакэ переводили контуры изображения на стену. (Исключение составляют упомянутые выше росписи в Хорюдзи Кондо, где эскизы изображения были нарисованы стилусом прямо на стене.) Затем художники-колористы, сайсики-эси (彩色画師), раскрашивали картину. Наконец, художники сакаи-эси (堺画師) снова прорисовывали контуры и некоторые детали изображения чёрной тушью или красной киноварью.