Тэндзёга (天井画) – потолочные росписи, живопись на потолках или картины на потолках; одна из разновидностей сёхэкига (障壁画, живопись на стенах и перегородках).
Решётчатые (или кессонные) потолки, го-тэндзё (格天井), японских буддийских храмов традиционно украшались цветочными узорами, раскрашенными в технике унгэн (繧繝). Такие потолки состояли из ниш-углублений квадратной формы, гома (格間), образованных перекрёстными балками (гобути, 格縁) кессонного или решётчатого потолка. В 7 веке четыре секции (гома) потолка функционировали как единое целое, а перекрестия балок украшались арабесками из цветов лотоса (蓮華唐草, рэнгэ каракуса). Начиная с 8 века, внутренние поверхности ниши также стали украшаться изображениями лотоса.
Этот общий принцип росписи потолков храмов сохраняется и по сей день, за исключением Залов Дхармы (法堂, Хатто) в дзэнских монастырях. Потолки там представляют собой ровную поверхность с одной нишей-углублением круглой формы (круг Энсо): такой тип потолка называется кагами-тэндзё (鏡天井). Внутри круга Энсо помещались выполненные тушью картины чёрно-белого дракона среди вздымающихся облаков.
С развитием архитектуры стиля сёин, сёин-дзукури, начиная с 16 века, на решётчатых потолках главных залов (охирома, 大広間) и приёмных комнат (таймандзё, 対面所) замков и дворцов стали появляться красочные картины с изображением различных видов птиц, цветов и растений.
Из широко известных сохранившихся примеров «тэндзёга» следует упомянуть потолочные росписи в Замке Нидзё (Киото). Это единственный, сохранившийся до нашего времени архитектурный комплекс, позволяющий судить о замке-дворце как ансамбле, где взаимодействуют архитектурная форма и декоративные росписи. В интерьерах замка Нидзё мы сталкиваемся с концепцией так называемого тотального декора, где тенденция пышности и роскоши, проявившаяся впервые ещё в замке Адзути, построенном Ода Нобунанга, получила полное выражение.
В киотосском храме Тёкоку-дзи (長国寺) буддийской школы Хоккэ сохранились росписи потолков, которые приписываются кисти Кано Танъю.
Сорок четыре красочных цветочных картины нарисованы на потолке главного зала в Святилище Хираока Хатимангу (平岡八幡宮) в Киото. Эти росписи, известные как «цветочный потолок» (花の天井, «хана-но-тэндзё»), были выполнены в 1827 году. Их создатели – художники Аято Канцуро (綾戸鐘次郎) и Фудзивара Юкинобу (藤原之信).
Прекрасными росписями в жанре «цветы и птицы» (катёга) украшен потолок Приёмного Зала дзенского монастыря Эйхэй-дзи. Этот монастырь был основан в 1244 году Догэном, родоначальником японской ветви дзенской школы Сото.
Традиция расписывать потолки в буддийских храмах и синтоистских святилищах сохранилась и в наши дни. В качестве примера тэндзёга, созданных современными художниками, можно привести росписи в синтоистском Святилище Харина Дзиндзя в городе Нагоя.