Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Икэ-но Тайга. Пейзаж с павильоном (фрагмент)

Пейзаж с павильоном

Рокаку сансуй (楼閣山水, кит. логэ шаньшуй) – «пейзаж с павильоном». Пейзажная тема, изображающая многоярусную башню или смотровой павильон в окружении живописной природы.

Парусные лодки и павильонЛи Сысюнь. Парусные лодки и павильон Ли Сысюнь. «Парусные лодки и павильон» (фрагмент). VII век

Одним из самых ранних известных примеров является настенная роспись 706 года из гробницы принца Идэ (い徳) в провинции Шаньси.

Фрески в гробнице принца ИдэФрески в гробнице принца Идэ (фрагмент)Фрески в гробнице принца Идэ (фрагмент)

В пронизанной глубоким символизмом китайской живописи эта тема приобрела популярность во времена династии Северная Сун. В «Линцуань Гаочжи» (林泉高致, «Возвышенный смысл лесов и потоков»; 1117 г.) художник Го Си (郭煕, начало 11 в.) писал: «Для вод горы — это лицо; беседки, павильоны — это глаза с бровями; рыболовные сети и удочки — их души. Поэтому воды, получившие горы, — красивы; получившие беседки и павильоны, — светлы и радостны».

Старые деревьяГо Си. Старые деревья Го Си. «Старые деревья» (фрагмент)

В этом же трактате Го Си рассуждает о духе живописи и истинных художниках:

У Чжуан-цзы сказано: «Художник сбрасывает свои одежды и сидит, скрестив ноги». Вот справедливое суждение о работе живописца! Мастер должен пестовать в своем сердце безмятежность и радость. Его думы должны быть покойными и гармоничными, ибо сказано: «пусть будет сердце невозмутимым». Тогда все человеческие чувства и все свойства вещей сами собой проявятся в сердце и столь же непроизвольно сойдут с кончика кисти на шелк.

Гу Кайчжи, живший при династии Цзинь, построил для занятий живописью высокую башню. Он был, воистину, мудрым мужем древности. Если не делать так, то вдохновение не найдет себе выхода и угаснет бесплодно. Как сможет тогда художник явить в своих картинах сущность вещей?

Пейзажи с павильонамиГо Си. Отшельник Янь Вэньгуй. Пейзаж с павильономГо Си. «Отшельник» (слева)
Янь Вэньгуй. «Павильоны среди гор и потоков» (справа)
династия Сун

Высокая башня становится здесь символом возвышенности помыслов и состояний души, отстранённости от «земной пыли». Истинный художник «охватывает мысленным взором горы и потоки, и тогда смысл пейзажа проявляется воочию». А на более земном плане Башня – это возможность дальше и шире видеть окружающий пейзаж, ведь по словам того же Го Си «на реки и долины действительного пейзажа надо смотреть издали для того, чтобы выявить их состояние…»

Чтение в павильоне. Осенний пейзажЛю Суннянь. Чтение в павильоне. Осенний пейзажЛю Суннянь. «Чтение в павильоне. Осенний пейзаж»
династия Сун

И в картинах в стиле суйбокуга, и в так называемых китайских сине-зелёных пейзажах, (青緑山水, сэйрёку сансуй), посвящённых этой теме, башня или павильон традиционно изображались в миниатюрном стиле и в технике контурной живописи (界画, кайга).

Пейзаж с павильономСэссю Тойо. Пейзаж с павильоном Огури Сотан. Пейзаж с павильономСога Сёхаку. Пейзаж с павильономСэссю Тойо. «Пейзаж с павильоном» (слева)
Огури Сотан. «Пейзаж с павильоном» (в центре)
Сога Сёхаку. «Пейзаж с павильоном» (справа)

Эта тема не потеряла своей актуальности на протяжении многих столетий, появляясь на картинах китайских художников династий Юань, Мин и Цин.

Соломенный павильонУ Чжэнь. Поэтическое настроение в Соломенном павильонеУ Чжэнь. Поэтическое настроение в Соломенном павильоне У Чжэнь. «Поэтическое настроение в Соломенном павильоне»
династия Юань
Пейзаж с павильономЮань Цзян. Пейзаж с павильоном Юань Цзян. «Пейзаж с павильоном»
династия Цин

Первые японские образцы живописи на эту тему известны с периода Муромати.

Пейзаж с павильономСёхэй Кенко. Пейзаж с павильоном Сёхэй Кенко. Пейзаж с павильономСёкэй Кенко. Пейзажи с павильоном

В период Момояма пейзажи с павильонами писали художники школы Кано и Кайхо Юсё.

Пейзаж с павильономКайхо Юсё. Пейзаж с павильоном Кайхо Юсё. Пейзаж с павильономКайхо Юсё. «Пейзаж с павильоном» (ширмы)
Пейзаж с павильономМори Сюхо. Пейзаж с павильоном Мори Сюхо. Пейзаж с павильономМори Сюхо (Школа Кано). «Пейзаж с павильоном» (ширмы). 19 век

Позднее к этой теме нередко обращались художники японской художественной школы Нанга.

Пейзаж с павильономСога Сёхаку. Пейзаж с павильоном Сога Сёхаку. Пейзаж с павильономСога Сёхаку. «Пейзаж с павильоном» (ширмы)
Пейзаж с павильоном в лунном светеСога Сёхаку. Пейзаж с павильоном в лунном свете Сога Сёхаку. Пейзаж с павильоном в лунном светеСога Сёхаку. «Пейзаж с павильоном в лунном свете» (две ширмы)

Чаще всего на «пейзажах с павильоном» изображались несуществующие в реальности места, которые художники создавали в своём воображении. Но некоторые картины данной тематики изображали вполне конкретную, узнаваемую природную местность. Например, картины с изображением Юэянлоу (岳陽楼), башни в провинции Хунань (湖南), с которой открывался знаменитый вид на озеро Дунтин 洞庭, были известны ещё со времён династии Сун. Башню Юэянлоу изображали на пейзажах с павильоном и японские художники, включая Икэ-но Тайга (池大雅, 1723-76), картина которого хранится в Токийском национальном музее и причислена к Национальным сокровищам Японии.

Пейзаж с павильономИкэ-но Тайга. Пейзаж с павильоном Икэ-но Тайга. Пейзаж с павильономИкэ-но Тайга. «Пейзаж с павильоном» (две ширмы)
Пейзаж с павильономИкэ-но Тайга. Пейзаж с павильоном Икэ-но Тайга. «Пейзаж с павильоном»

Ещё один популярный предмет пейзажей с павильонами - «Павильон орхидей» (Ланьтин) у подножия горы Лянджу в окрестностях Шаосина, как называли загородный дом знаменитого каллиграфа Ван Сичжи (王羲之, 303—361).

Изящное собрание в павильоне орхидейВэнь Чжэнмин. Изящное собрание в павильоне орхидейВэнь Чжэнмин. Изящное собрание в павильоне орхидей Вэнь Чжэнмин. «Изящное собрание в павильоне орхидей»
династия Мин
Литературное собрание в Павильоне орхидейМаруяма Окё. Литературное собрание в Павильоне орхидей Маруяма Окё. «Литературное собрание в Павильоне орхидей»
Осеннее собрание в Павильоне орхидейИкэ-но Тайга. Осеннее собрание в Павильоне орхидей Икэ-но Тайга. «Осеннее собрание в Павильоне орхидей»