Рокаку сансуй (楼閣山水, кит. логэ шаньшуй) – «пейзаж с павильоном». Пейзажная тема, изображающая многоярусную башню или смотровой павильон в окружении живописной природы.
Одним из самых ранних известных примеров является настенная роспись 706 года из гробницы принца Идэ (い徳) в провинции Шаньси.
В пронизанной глубоким символизмом китайской живописи эта тема приобрела популярность во времена династии Северная Сун. В «Линцуань Гаочжи» (林泉高致, «Возвышенный смысл лесов и потоков»; 1117 г.) художник Го Си (郭煕, начало 11 в.) писал: «Для вод горы — это лицо; беседки, павильоны — это глаза с бровями; рыболовные сети и удочки — их души. Поэтому воды, получившие горы, — красивы; получившие беседки и павильоны, — светлы и радостны».
В этом же трактате Го Си рассуждает о духе живописи и истинных художниках:
У Чжуан-цзы сказано: «Художник сбрасывает свои одежды и сидит, скрестив ноги». Вот справедливое суждение о работе живописца! Мастер должен пестовать в своем сердце безмятежность и радость. Его думы должны быть покойными и гармоничными, ибо сказано: «пусть будет сердце невозмутимым». Тогда все человеческие чувства и все свойства вещей сами собой проявятся в сердце и столь же непроизвольно сойдут с кончика кисти на шелк.
Гу Кайчжи, живший при династии Цзинь, построил для занятий живописью высокую башню. Он был, воистину, мудрым мужем древности. Если не делать так, то вдохновение не найдет себе выхода и угаснет бесплодно. Как сможет тогда художник явить в своих картинах сущность вещей?
Высокая башня становится здесь символом возвышенности помыслов и состояний души, отстранённости от «земной пыли». Истинный художник «охватывает мысленным взором горы и потоки, и тогда смысл пейзажа проявляется воочию». А на более земном плане Башня – это возможность дальше и шире видеть окружающий пейзаж, ведь по словам того же Го Си «на реки и долины действительного пейзажа надо смотреть издали для того, чтобы выявить их состояние…»
И в картинах в стиле суйбокуга, и в так называемых китайских сине-зелёных пейзажах, (青緑山水, сэйрёку сансуй), посвящённых этой теме, башня или павильон традиционно изображались в миниатюрном стиле и в технике контурной живописи (界画, кайга).
Эта тема не потеряла своей актуальности на протяжении многих столетий, появляясь на картинах китайских художников династий Юань, Мин и Цин.
Первые японские образцы живописи на эту тему известны с периода Муромати.
В период Момояма пейзажи с павильонами писали художники школы Кано и Кайхо Юсё.
Позднее к этой теме нередко обращались художники японской художественной школы Нанга.
Чаще всего на «пейзажах с павильоном» изображались несуществующие в реальности места, которые художники создавали в своём воображении. Но некоторые картины данной тематики изображали вполне конкретную, узнаваемую природную местность. Например, картины с изображением Юэянлоу (岳陽楼), башни в провинции Хунань (湖南), с которой открывался знаменитый вид на озеро Дунтин 洞庭, были известны ещё со времён династии Сун. Башню Юэянлоу изображали на пейзажах с павильоном и японские художники, включая Икэ-но Тайга (池大雅, 1723-76), картина которого хранится в Токийском национальном музее и причислена к Национальным сокровищам Японии.
Ещё один популярный предмет пейзажей с павильонами - «Павильон орхидей» (Ланьтин) у подножия горы Лянджу в окрестностях Шаосина, как называли загородный дом знаменитого каллиграфа Ван Сичжи (王羲之, 303—361).