Канбун-бидзин (寛文美人, «красавицы эры Канбун») - общий и сравнительно недавно введённый в оборот термин, обозначающий картины второй половины 17 века с изображениями красивых женщин, в частности куртизанок; тема «живописи нравов и обычаев» (фудзокуга).
«Сосредоточенность внимания на одном персонаже как центральном (что само по себе уже было разделением всех действующих лиц картины на главных и второстепенных) имело важные последствия для развития жанровой живописи: второстепенные герои – зрители как бы уходят из поля зрения художника, а танцовщица становится сама по себе сюжетом картины. Многофигурная сцена из городской жизни преобразуется в нечто совсем другое - это уже изображение женской фигуры на абстрактном золотом фоне как самостоятельный мотив живописи»1.
«Ширмы с крупными фигурами на золотом фоне дали начало новому жанровому подразделению - «канбун бидзин» («красавицы эры Канбун»), - который достиг своего апогея в эру Kанбун (1661-1673). Это были своего рода идеализированные портреты обитательниц публичных домов, куртизанок высшего разряда - таю. Такие портреты заказывались их покровителями, и отчасти их можно сопоставить с так называемыми юдзё-хёбанки («Справочниками куртизанок»), получившими распространение в начале XVII века, где содержались всевозможные сведения о внешности, характере, привычках куртизанок, реальные и вымышленные анекдоты из их жизни и т. п. В «живописи красавиц» постепенно складывается стереотип грациозной, привлекательной женщины в нарядной одежде. Присутствовавшие первоначально элементы повествования (как, например, в ширме «Красавица у веревочного занавеса») постепенно исчезают»2.
Картины «канбун-бидзин» отражали новый взгляд на женскую красоту, подчеркивающий её почти осязаемую чувственность. Нарисованный яркими насыщенными красками портрет красавицы, как правило, в полный рост и на совершенно абстрактном фоне («хиторидати бидзин»), акцентировал всё внимание зрителя на выражении лица девушки, на ритмических линиях её фигуры, а также на её великолепном кимоно, модной прическе и аксессуарах.
Иногда, в более широком смысле слова термин «канбун бидзин» относится к картинам, варьирующимся от упоминавшихся выше золотых ширм с изображением танцовщиц (Городской музей Киото) до загадочной картины на ширме «Красавица у веревочного занавеса» (縄暖簾屏風, «Нава норэн») из коллекции Хара в Токио с портретом куртизанки, приоткрывающей веревочный полог.
Однако наиболее распространёнными были настенные свитки с портретами куртизанок, стоящих в три четверти оборота к зрителю. Большинство канбун-бидзин - анонимные красавицы (например, свитки в коллекции Берка, Нью-Йорк, Художественного музея Идемицу в Токио или Музея Эгава в Хёго), хотя сохранились и портреты конкретных куртизанок, например, портрет Ёсино Тайю (吉野太夫) (Музей Китамура, Киото).
Большинство картин «канбун-бидзин» создавались неизвестными городскими художниками, мати-эси, хотя встречаются и работы, принадлежащие кисти известных художников. Например, «Портрет Тайю Ёсино» из коллекции Дзёсёдзи, приписываемый кисти Тоса Мицуоки. Или картина «Красавица, глядящая через плечо» из коллекции Токийского Национального музея. Её автор - Хисикава Моронобу (菱川師宣,ок. 1618-94), стоявший у истоков направления укиё-э.
Картины «канбун бидзин» оказали сильное влияние на стиль художников ранней «бидзинга-укиё-э», особенно на работы художников Школы Кайгецудо (懐月堂派).
2 Николаева Н.С. «Художественная культура Японии XVI столетия», Искусство, Москва, 1986 г. стр. 219-220