zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста

Красавицы эры Канбун, канбун-бидзин

Канбун-бидзин (寛文美人, «красавицы эры Канбун») - общий и сравнительно недавно введённый в оборот термин, обозначающий картины второй половины 17 века с изображениями красивых женщин, в частности куртизанок; тема «живописи нравов и обычаев» (фудзокуга).

Красавица у веревочного занавесаКрасавица у веревочного занавеса. Нава норэнНеизвестный художник. «Красавица у веревочного занавеса». 17 век
Коллекция Хара. Токио

«Сосредоточенность внимания на одном персонаже как центральном (что само по себе уже было разделением всех действующих лиц картины на главных и второстепенных) имело важные последствия для развития жанровой живописи: второстепенные герои – зрители как бы уходят из поля зрения художника, а танцовщица становится сама по себе сюжетом картины. Многофигурная сцена из городской жизни преобразуется в нечто совсем другое - это уже изображение женской фигуры на абстрактном золотом фоне как самостоятельный мотив живописи»1.

Красавица эры КанбунКрасавица эры КанбунКрасавица эры Канбун«Красавица эры Канбун». 17 век. Музей искусств МОА в Атами (слева)
«Красавица эры Канбун». 17 век. Музей искусств Метрополитэн (справа)

«Ширмы с крупными фигурами на золотом фоне дали начало новому жанровому подразделению - «канбун бидзин» («красавицы эры Канбун»), - который достиг своего апогея в эру Kанбун (1661-1673). Это были своего рода идеализированные портреты обитательниц публичных домов, куртизанок высшего разряда - таю. Такие портреты заказывались их покровителями, и отчасти их можно сопоставить с так называемыми юдзё-хёбанки («Справочниками куртизанок»), получившими распространение в начале XVII века, где содержались всевозможные сведения о внешности, характере, привычках куртизанок, реальные и вымышленные анекдоты из их жизни и т. п. В «живописи красавиц» постепенно складывается стереотип грациозной, привлекательной женщины в нарядной одежде. Присутствовавшие первоначально элементы повествования (как, например, в ширме «Красавица у веревочного занавеса») постепенно исчезают»2.

Красавица эры КанбунКрасавица эры КанбунКрасавица эры Канбун«Красавица эры Канбун». 17 век
Из частных коллекций

Картины «канбун-бидзин» отражали новый взгляд на женскую красоту, подчеркивающий её почти осязаемую чувственность. Нарисованный яркими насыщенными красками портрет красавицы, как правило, в полный рост и на совершенно абстрактном фоне («хиторидати бидзин»), акцентировал всё внимание зрителя на выражении лица девушки, на ритмических линиях её фигуры, а также на её великолепном кимоно, модной прическе и аксессуарах.

Красавица эры КанбунКрасавица эры КанбунКрасавица эры Канбун«Красавица эры Канбун». 17 век
Из частных коллекций

Иногда, в более широком смысле слова термин «канбун бидзин» относится к картинам, варьирующимся от упоминавшихся выше золотых ширм с изображением танцовщиц (Городской музей Киото) до загадочной картины на ширме «Красавица у веревочного занавеса» (縄暖簾屏風, «Нава норэн») из коллекции Хара в Токио с портретом куртизанки, приоткрывающей веревочный полог.

Красавица эры КанбунКрасавица эры КанбунКрасавица эры Канбун«Красавица эры Канбун». 17 век
Из частных коллекций

Однако наиболее распространёнными были настенные свитки с портретами куртизанок, стоящих в три четверти оборота к зрителю. Большинство канбун-бидзин - анонимные красавицы (например, свитки в коллекции Берка, Нью-Йорк, Художественного музея Идемицу в Токио или Музея Эгава в Хёго), хотя сохранились и портреты конкретных куртизанок, например, портрет Ёсино Тайю (吉野太夫) (Музей Китамура, Киото).

Тайю ЁсиноТайю ЁсиноТайю ЁсиноТоса Мицуоки. «Тайю Ёсино». Коллекция Дзёсёдзи
«Тайю Ёсино». Музей Китамура, Киото

Большинство картин «канбун-бидзин» создавались неизвестными городскими художниками, мати-эси, хотя встречаются и работы, принадлежащие кисти известных художников. Например, «Портрет Тайю Ёсино» из коллекции Дзёсёдзи, приписываемый кисти Тоса Мицуоки. Или картина «Красавица, глядящая через плечо» из коллекции Токийского Национального музея. Её автор - Хисикава Моронобу (菱川師宣,ок. 1618-94), стоявший у истоков направления укиё-э.

Красавица эры КанбунКрасавица на верандеКрасавица, глядящая через плечо«Красавица на веранде». 17 век (слева)
Хисикава Моронобу. «Красавица, глядящая через плечо». 17 век (справа)
Токийский Национальный музей

Картины «канбун бидзин» оказали сильное влияние на стиль художников ранней «бидзинга-укиё-э», особенно на работы художников Школы Кайгецудо (懐月堂派).

Красавица эры КанбунКрасавица эры КанбунКрасавица эры Канбун«Красавица эры Канбун». 17 век
Из частных коллекций
1 Николаева Н.С. «Художественная культура Японии XVI столетия», Искусство, Москва, 1986 г. стр. 217
2 Николаева Н.С. «Художественная культура Японии XVI столетия», Искусство, Москва, 1986 г. стр. 219-220