Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста

Утреннее солнце, Лунный свет

«Утреннее солнце - Лунный свет» (朝陽対月, яп. «тёйо-тай-гэцу», кит. «чаояндуйюэ», буквально «Утреннее солнце против Луны») – тема дзенской живописи, которая, как правило, была представлена в формате двух настенных свитков (какэмоно). На одном свитке изображался монах, зашивающий свою одежду в лучах утреннего солнца, на втором свитке – монах, читающий сутру при свете луны. Фигуры монахов обычно обращены лицом друг к другу. Альтернативное название темы - «Шитьё монаха - Чтение сутр».

Утреннее солнцеСим Са Джон. Монах, зашивающий одежду под утренним солнцемСим Са Джон. «Монах, зашивающий одежду под утренним солнцем»
Корея. 18 век. Музей Бусан

Данный сюжет берёт своё начало в стихотворении времён династии Сун, которое приписывается Ван Фэнчэню (王逢辰). Автор просто и лаконично излагает суть своей дзенской практики: «При утреннем солнце я зашиваю свою порванную одежду, при лунном свете я изучаю сутры».

Лунный свет | Утреннее солнцеУ Чжуцзы. Монах, читающий сутры при лунном светеУ Чжуцзы. Монах, зашивающий одежду под утренним солнцем У Чжуцзы. 13 век. Художественный музей Токугава. Нагоя
«Монах, читающий сутры при лунном свете» (слева)
«Монах, зашивающий одежду под утренним солнцем» (справа)

Самый ранний из сохранившихся образцов живописи на тему «Утреннее солнце - Лунный свет» - это пара свитков, созданных китайским художником У Чжуцзы (無住子) в конце 13 века (1295 г.). В наши дни работа находится в Японии, в коллекции Художественного музея Токугава (Нагоя, префектура Аити).

Утреннее солнцеМуци. Монах, зашивающий одежду под утренним солнцемЛян Кай. Монах, зашивающий одежду под утренним солнцем Муци. «Монах, зашивающий одежду под утренним солнцем» (слева)
Лян Кай. «Монах, зашивающий одежду под утренним солнцем» (справа)
13 век. Национальный музей Киото | Частная коллекция
Лунный светНеизвестный художник. Монах, читающий сутры при лунном светеНеизвестный художник. Монах, читающий сутры при лунном светеНеизвестный художник. «Монах, читающий сутры при лунном свете». 14 век
Музей искусств Метрополитэн

Сохранились также отдельные свитки из парных комплектов (только свиток «Монах, зашивающий одежду в лучах утреннего солнца») конца 13 века, приписываемые кисти Муци (牧谿) из коллекции Домото в Киото, а также Лян Кая (減筆) и Интулу (因陀羅), хранящиеся в частных коллекциях.

Лунный свет | Утреннее солнцеКао Нинга. Монах, читающий сутры при лунном светеКао Нинга. Монах, зашивающий одежду под утренним солнцем Као Нинга. 14 век.
«Монах, читающий сутры при лунном свете» (слева)
«Монах, зашивающий одежду под утренним солнцем» (справа)
Бостонский музей изящных искусств | Музей искусств Кливленда

Но более широко известны два японских образца живописи на эту тему: пара свитков периода Северного и Южного дворов и пара свитков периода Муромати. Автор первой работы – Као Нинга (可翁). Свиток, изображающий шьющего монаха, хранится в коллекции Музея искусств Кливленда, второй свиток - с изображением монаха, читающего сутру, - находится в Бостонском музее изящных искусств. Другая пара свитков – это работа кисти Тюана Синко (仲安真康) середины 15 века из коллекции Токийского Национального музея.

Утреннее солнце | Лунный светТюан Синко. Монах, зашивающий одежду под утренним солнцемТюан Синко. Монах, читающий сутры при лунном свете Тюан Синко. 15 век. Токийский Национальный музей
«Монах, зашивающий одежду под утренним солнцем» (слева)
«Монах, читающий сутры при лунном свете» (справа)

В период Эдо теме «Утреннее солнце - Лунный свет» посвятил одну из своих работ известный мастер Школы Кано - Кано Танъю (狩野探幽, 1602—1674), но создал её не в традиционном формате диптиха, а в более популярном формате триптиха (санпукуцуй), добавив к композиции центральный свиток с портретом Дарумы (Бодхидхармы).

Лунный свет | Утреннее солнцеКано Танъю. Монах, читающий сутры при лунном свете. ФрагментКано Танъю. Монах, зашивающий одежду под утренним солнцем. Фрагмент Кано Танъю. 17 век.
«Монах, читающий сутры при лунном свете». Фрагмент (слева)
«Монах, зашивающий одежду под утренним солнцем». Фрагмент (справа)

Ещё один образец живописи периода Эдо на тему «Утреннее солнце и Лунный свет» принадлежит кисти неизвестного художника школы Ункоку. Вероятнее всего, работа также была создана в формате триптиха, но до наших дней дошёл лишь центральный свиток с портретом Шестого чаньского патриарха и свиток с изображением монаха, штопающего одежду при утреннем солнце.

Утреннее солнце | Шестой патриархШкола Ункоку. Монах, зашивающий одежду под утренним солнцемШкола Ункоку.  Шестой чаньский патриарх Школа Ункоку. 17 век.
«Монах, зашивающий одежду под утренним солнцем» (слева)
«Шестой чаньский патриарх» (справа)