«Утреннее солнце - Лунный свет» (朝陽対月, яп. «тёйо-тай-гэцу», кит. «чаояндуйюэ», буквально «Утреннее солнце против Луны») – тема дзенской живописи, которая, как правило, была представлена в формате двух настенных свитков (какэмоно). На одном свитке изображался монах, зашивающий свою одежду в лучах утреннего солнца, на втором свитке – монах, читающий сутру при свете луны. Фигуры монахов обычно обращены лицом друг к другу. Альтернативное название темы - «Шитьё монаха - Чтение сутр».
Данный сюжет берёт своё начало в стихотворении времён династии Сун, которое приписывается Ван Фэнчэню (王逢辰). Автор просто и лаконично излагает суть своей дзенской практики: «При утреннем солнце я зашиваю свою порванную одежду, при лунном свете я изучаю сутры».
Самый ранний из сохранившихся образцов живописи на тему «Утреннее солнце - Лунный свет» - это пара свитков, созданных китайским художником У Чжуцзы (無住子) в конце 13 века (1295 г.). В наши дни работа находится в Японии, в коллекции Художественного музея Токугава (Нагоя, префектура Аити).
Сохранились также отдельные свитки из парных комплектов (только свиток «Монах, зашивающий одежду в лучах утреннего солнца») конца 13 века, приписываемые кисти Муци (牧谿) из коллекции Домото в Киото, а также Лян Кая (減筆) и Интулу (因陀羅), хранящиеся в частных коллекциях.
Но более широко известны два японских образца живописи на эту тему: пара свитков периода Северного и Южного дворов и пара свитков периода Муромати. Автор первой работы – Као Нинга (可翁). Свиток, изображающий шьющего монаха, хранится в коллекции Музея искусств Кливленда, второй свиток - с изображением монаха, читающего сутру, - находится в Бостонском музее изящных искусств. Другая пара свитков – это работа кисти Тюана Синко (仲安真康) середины 15 века из коллекции Токийского Национального музея.
В период Эдо теме «Утреннее солнце - Лунный свет» посвятил одну из своих работ известный мастер Школы Кано - Кано Танъю (狩野探幽, 1602—1674), но создал её не в традиционном формате диптиха, а в более популярном формате триптиха (санпукуцуй), добавив к композиции центральный свиток с портретом Дарумы (Бодхидхармы).
Ещё один образец живописи периода Эдо на тему «Утреннее солнце и Лунный свет» принадлежит кисти неизвестного художника школы Ункоку. Вероятнее всего, работа также была создана в формате триптиха, но до наших дней дошёл лишь центральный свиток с портретом Шестого чаньского патриарха и свиток с изображением монаха, штопающего одежду при утреннем солнце.