Сэссон Сюкэй, японский дзенский монах-художник периода Муромати, прожил очень долгую жизнь и оставил яркий и уникальный след в истории японской живописи.
В раннем детстве он был отдан в дзенский монастырь, где хранилось множество культурных ценностей, в том числе произведения живописи, которые оказали определённое влияние на художественный стиль Сэссона. Сэссона Сюкэя часто называют художником-самоучкой, но правильнее будет сказать, что исторические документы не сохранили сведений о том, кто был его учителем живописи в ранние годы. «В молодые годы Сэссон зарабатывал на жизнь продажей расписанных им вееров. Занятие это было довольно традиционным для большинства художников средневековой Японии. Важность веера как этикетной детали костюма обусловила массовый спрос на эту художественно-декоративную продукцию. Самые значительные мастера, не исключая Сэссю, занимались росписью вееров».
В 1542 году, согласно сохранившимся сведениям, он глубоко изучал стиль и технику живописи Сэссю Тойо. К этому же времени (1542 год) относится создание приписываемого Сэссону трактата о живописи «Сэцумон тэйси» (яп. 説門弟資, «Основные советы для учеников»), «где в форме наставлений ученикам выражал свои идеи о живописи. Круг интересующих его проблем вполне традиционен - в трактате подчеркнута важность копирования старых мастеров, а также необходимость непрестанного наблюдения за природой. Значительная часть текста отведена Сэссю, по отношению к которому Сэссон употреблял самые почтительные эпитеты. Жанр наставлений ученикам и развернутых ответов на их вопросы был одной из самых распространенных форм писания трактатов, однако можно предположить, что Сэссон руководствовался не только жанровым клише, видимо, уже в это время (ему было 38 лет) у него были ученики».
«Художественный стиль Сэссона был важной составляющей восточного провинциального стиля японской живописи XVI века. Этот стиль, сложившийся вокруг Камакура, чьи традиции во многом противостояли столичным, доселе мало изучен, но без него нельзя правильно судить об общей картине японской художественной культуры того времени. В отличие от расцветших в Киото декоративности и красочности, творческая манера Сэссона следует в основном традициям китайских художников сунского периода (X-XIII вв.), преображенным на японский лад Сэссю».
Сэссон с нескрываемым восхищением и даже обожанием относился к творчеству Сэссю и называл себя его учеником, хотя никогда не встречался с ним лично (Сэссю покинул этот мир в 1506 году). Но при этом Сэссон не стал тенью своего Учителя. Глубоко изучая манеру и приёмы живописи Сэссю и его великих предшественников – Сюбуна, Дзёсэцу, китайских художников династий Сун и Юань, в особенности чаньских мастеров кисти Му Ци и Жофэнь Юйцзяня, Сэссон Сюкэй создал в итоге свой собственный уникальный стиль живописи.
Если в его ранних работах, таких как «Летний пейзаж» и «Зимний пейзаж» (коллекция Национального музея Киото), ещё очень заметно влияние Сэссю, то более поздние картины, например, «Шторм» (коллекция Художественного музея Номура в Киото), «Ивы и павильон у воды» (частная коллекция) и другие демонстрируют уникальное сочетание мягкости и динамичности.
Тщательно и вдохновенно копируя картины китайских и японских мастеров прошлого, Сэссон обучался их стилевым приёмам живописи (так же, как это делал в своё время Сэссю Тойо). Например, две из трёх сохранившихся версий «Восьми видов рек Сяо и Сян», принадлежащих кисти Сэссон Сюкэя, написаны в стиле Му Ци и Юйцзяня соответственно. Один из свитков хранится в наши дни в Музее Масаки в Осака, второй – в частной коллекции.
Известность и признание как художник Сэссон обрёл благодаря поддержке таких покровителей, как даймё Асина Мориудзи и Ходзё Удзимаса, и настоятелей крупных дзенских монастырей Итэн Сосэя и Кейсё Сюсуя. Поскольку он никогда в жизни не бывал в Киото, пребывание в Одавара и Камакура стали важным периодом в его жизни и творчестве. Там Сэссон получил больше возможности изучать образцы китайской живописи и работы своих японских предшественников в период Муромати.
Сэссона часто называют «провинциальным» художником, за всю свою жизнь он ни разу не побывал в столице, Киото, не был знаком с ведущими столичными художниками того времени. Но под «провинцианализмом» Сэссона ведущие искусствоведы понимают не отсутствие настоящего художественного мастерства, а лишь тот факт, что становление Сэссона как художника проходило в обособленной от столичной культуры среде. «Провинционализм» Сэссона позволил ему избежать влияния господствовавшей на тот момент в столице школы Кано и создать свой особый, необычный, или, как выражаются некоторые искусствоведы, «причудливый» стиль живописи, отличающий его от современников и сделавший Сэссона самостоятельной величиной в истории японской живописи и одним из выдающихся художников периода Сэнгоку. Его уникальный стиль, возможно, наиболее ярко прослеживается в портретах (например, «Ли Бо, любующийся водопадом») и в его картинах животных (например, «Тигр и Дракон»).
В музеях и частных коллекциях ныне хранятся более 150 работ Сэссон Сюкэя. Как и Сессю, он много работал в жанре сансуйга, придавая своим пейзажам динамичность своей смелой кистью. Некоторые из его пейзажей все ещё сохранились, среди них «Шторм» (или «Волны и Ветер») и три версии «Восьми видов рек Сяо и Сян», выполненных в 1563, 1564 и 1589 годах. «В пейзажах Сэссона господствуют возвышенность и лаконичность. В духе Ма Юаня он обычно сдвигал основное изображение в один угол композиции, чаще нижний правый. Горы и заросли тростников Сэссон изображал тонкими штрихами, энергично положенными полусухой сильной кистью.
Свитки Сэссона написаны на традиционные темы - это величественные пейзажи с громоздящимися в облаках горами, со спокойной гладью реки и с одиноким рыбаком в лодке или странником, остановившимся на мосту. Эти впервые появившиеся в китайской живописи мотивы ко времени Сэссона давно уже натурализовались на японской почве и приобрели специфический японский колорит».
Но помимо пейзажей Сэссон также создавал картины в жанрах катёга («Цветы и птицы»), досякуга (буддийско-даосские мотивы) и портретном жанре. Как дзенский художник он отдавал предпочтение стилю суйбокуга (монохромной живописи тушью), но создавал также и цветные картины в жанре «цветы и птицы», что характерно для периода Момояма и начального периода Эдо, когда монохромная живопись стала вытесняться яркими красками ямато-э и золотыми фонами кинпэкига.
Наиболее известные работы Сэссона в жанре катёга – два свитка-какэмоно «Ястребы на соснах» (Токийский Национальный музей), пара шестистворчатых ширм «Охотящиеся ястребы» (частная коллекция) и пара многостворчатых ширм «Цветы и птицы» (Музей Ямато Бунка-кан в Нара).
Жанр досякуга представлен двумя картинами «Бессмертный Люй Дунбинь» (Музей Ямато Бунка-кан в Нара и Частная коллекция), портретом «Кандзан и Дзиттоку», картиной «Семь мудрецов в бамбуковой роще» (Мемориальный музей в Хатакэяма), диптихом «Сяма-цзы и Тегуай-цзы» (Токийский Национальный музей), триптихами «Белая Слива, Хотэй и Красная Слива» (Музей Истории префектуры Ибараки) и «Бессмертный Цинь Гао» (Национальный музей Киото).
В конце жизни он подписывал свои работы Какусэн Родзин – «Журавлиный святой–старец». В китайском искусстве и литературе даосских Бессмертных часто изображают верхом на журавлях. Журавли переносят достигших совершенства даосов в Страну бесссмертных. Смертного, достигшего бессмертия, точно так же уносит в Страну бесссмертных журавль. Сэссон ушел в эту страну, прожив более 86 лет, дольше, чем Сэссю.
2 Цзиньшань («Золотая гора») — известный буддийский монастырь в Китае, построенный на искусственном 60-метровом холме на острове посреди реки Янцзы.