Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Храм Сёмё-дзи в Нара

Мурата Дзюко (Сюко)

Мурата Дзюко (村田珠光, 1423 - 1502), или Мурата Сюко, – знаменитый японский Чайный мастер 15 века, основатель особого и сугубо японского стиля Чайной церемонии — ваби-тя. Он первым в истории Японии получил титул «чайного мастера», от него через Такэно Дзёо и Сэн-но Рикю непрерывная линия мастеров продолжается до ныне живущего главы чайной школы Урасэнкэ — Иемото Сэн Сосицу XVI.

Мурата ДзюкоМурата Дзюко

Мурата родился в 1423 году в городе Нара в семье Мурата Мокуси. По наиболее распространённой версии он принадлежал к торговому сословию. В возрасте 11 лет Мурата стал послушником в монастыре Сёмё-дзи школы Дзёдо («Чистая Земля») в Наре и почти сразу же принял монашеские обеты.

Храм Сёмё-дзи. НараХрам Сёмё-дзи. Нара

«Дзюко» - его буддийское имя (до-го). Оно взято из Сутры «Каммурёдзю-кё» (Амитаюрдхьяна-сутра), одной из трёх основных сутр, почитаемых в школе Чистой Земли1.

Основателем школы Дзёдо («Чистая Земля») был буддийский монах Хонэн. Переломным моментом в его духовной судьбе было знакомство с трактатом Гэнсина «Одзё ёсю» («Основы учения о возрождении в раю»). В этом трактате Гэнсин цитирует следующие слова из «Каммурёдзю-кё» (Амитаюрдхьяна-сутры): «одна бусина (珠, Дзю), один огонёк (光, Ко)».

ХонэнФудзивара Таканобу. Портрет Хонэна Фудзивара Таканобу. «Портрет Хонэна»

Из этих двух иероглифов и сложилось буддийское имя «Дзюко». Интересно также, что обычно буддийские монахи никогда не использовали свою светскую фамилию. Случай с Дзюко является редким исключением, так как он приобрёл известность именно как Мурата Дзюко.

Монахи Сёмё-дзи специализировались на погребальных обрядах, и Дзюко, как предполагают, занимал в храме должности самого низшего ранга, т. е. во время похорон занимался самой чёрной работой. Сохранилось предание, что молодой монах пристрастился к «состязаниям по чаю», так называемым «чаепитиям по-нарски», весьма распространенным среди монахов монастыря Кофуку-дзи (Сёмё-дзи был дочерним храмом Кофуку-дзи). Вполне вероятно, что Дзюко ушёл или был изгнан из храма за участие в этих самых «чайных церемониях при истечении пота». Примечательно, что Фуруити Харима, младший брат Фуруити Танэхидэ, устроителя этих чаепитий, станет впоследствии первым учеником Дзюко. Этот факт косвенным образом подтверждает участие в чаепитиях молодого Мурата.

Дзюко покинул Сёмё-дзи, не достигнув двадцатилетнего возраста. О последующих годах жизни Мурата Дзюко практически ничего неизвестно. Согласно некоторым источникам, он долго странствовал по провинциям Японии и наконец остановился в Киото, столице страны. В сочинении «Беседы о чайном деле» (яп. «Тядзидан») сообщается, что в тридцатилетнем возрасте Дзюко стал дзэнским монахом и начал интенсивно заниматься медитацией. Чрезмерное усердие привело его к нервному истощению, и по совету врача Дзюко пил чай, выращенный в Таганоо, что вызвало у него интерес к чайному действу и привело к знакомству с «Книгой о чае» Лу Юя и «Записками о чае» Цань Сяна. В данной связи небезынтересно сообщение Яманоуэ Содзи, что Дзюко имел познания в конфуцианстве, т. е. был знаком с глубинными пластами китайской культуры. Изучив книги о чае и известные в то время виды чаепитий, Дзюко в конечном счете создал свой собственный чайный ритуал.

Лу ЮйПамятник Лу Юю Памятник Лу Юю

Среди трёх патриархов японской чайной церемонии Мурата Дзюко, похоже, был наиболее утончённо и многосторонне развитой личностью. Об этом в частности свидетельствует сохранившийся пейзажный свиток кисти чайного мастера, раскрывающий еще одну грань его таланта – как художника.

ПейзажМурата Дзюко. ПейзажМурата Дзюко. «Пейзаж»

Позже, во время войны Онин, он вернулся в Нару, но не в храм Сёмё-дзи. Он жил отшельником в Сюон-ан, обители Иккю Содзюна близ Нара. У Дзюко, как у буддийского монаха, не было детей, и он усыновил Содзю, который служил в должности синобэ (монах, который выполняет различные обязанности в храме) в субхраме Сонкё-ин монастыря Кофуку-дзи. Причины этого поступка (усыновления Содзю) остаются неизвестны, но не исключено, что это произошло под влиянием неординарной личности мастера Иккю.

«Чайные» трактаты в один голос утверждают, что Дзюко был учеником Иккю, обратившим на себя особое внимание учителя. Знаменитый мастер якобы вручил Дзюко каллиграфический свиток (бокусэки) известного китайского чаньского монаха Юаньу Кецин (1063-1135). Таких ценных подарков удостаивались ученики, особо отличившиеся в постижении сути дзенского учения. В «Дневнике Сотана» (яп. «Сотан никки»), записках богатого купца и чайного мастера Камия Сотана (1551 - до 1635 г.), приводятся слова Рикю, сказанные автору дневника: «Дзюко получил от преподобного Иккю бокусэки Юанью Кецин и наклеил его на свою любимую ширму. Дзюко [получил] бокусэки только потому, что обучался у Иккю дзену. Недавно я приобрел [его] за тысячу каммонов». В средневековых сочинениях можно встретить утверждение, что после смерти Дзюко бокусэки хранился у его приемного сына Содзю, чье имя также называется в числе жертвователей денежных сумм на проведение поминальных служб в годовщины смерти Иккю.

Согласно запискам чайного мастера XVI в. Яманоуэ Содзи (1544— 1590), старший из Ами, Ноами, рекомендовал Мурата Дзюко сёгуну Ёсимасе в качестве чайного мастера. Ноами и Дзюко познакомились в Нара в начале 1460-х гг., когда, спасаясь от разных бедствий, а впоследствии смуты Онин, Ноами и часть других добосю из окружения Ёсимасы покинули Киото.

В последние годы жизни, уже после смерти своего мастера Иккю Содзюна, Мурата Дзюко перебрался в Киото. Там, согласно Яманоуэ Содзи, сёгун Ёсимаса, который проникся чайной церемонией, сделал Дзюко главным лицом в устройстве чаепитий в своей резиденции, и первая чайная комната в Гинкакудзи была обустроена при участии Мурата Дзюко.

Серебряный павильон

Мурата Дзюко умер в возрасте 80 лет, в 1502 году.

1 Другие две: Апаримитаюсуха-сутра и Сукхавативьюха-сутра.