Бомпо, или Бонпо, Гёкуэн (玉畹梵芳, «Нефритовый Будда», 1348 - после 1420) - дзенский монах, художник, каллиграф и поэт периода раннего Муромати (Северного и Южного дворов). Его настоящее имя Гёкукей; его имя кисти (творческий псевдоним) - Сорин. Известен также другой его псевдоним – Тамаэн. Место рождения и точная дата смерти Бомпо неизвестны (хотя некоторые источники указывают дату – 1424 год).
Родился Бомпо в 1348 году. Будучи еще подростком Бомпо был отдан во влиятельный дзенский монастырь Японии – Нандзен-дзи, где постигал Дзен под руководством мастера Сюноку Мёха (春屋妙葩, 1312-1388) и через какое-то время стал его Хоси (преемником Дхармы).
Какое-то время он жил в монастыре Эйген-дзи у дзенского мастера-отшельника Дзякусицу Гэнко (寂室元光, 1290-1367), который оказал сильное влияние на личность Гёкуэна. Позже Бомпо отправился в Камакура, где изучал китайскую поэзию под руководством Сюсина Гидо (義堂周信, 1325-1388) в монастыре Дзуйсен-дзи.
Как ученик Сюноку Мёха он попал в поле зрения сёгуната, и его карьера в сообществе Дзен пошла в гору. Вначале он становится настоятелем в монастыре Мандзю-дзи в провинции Бунго. Потом возвращается в Киото и становится настоятелем монастыря Кэннин-дзи, входившем в систему годзан («Пять Гор») Киото.
По некоторым сведениям Бомпо путешествовал в Китай, чтобы познакомиться с творчеством чаньского художника (династии Юань) Сюэчуан Пумина (雪窓普明, ? - 1349). Другие источники эту информацию не подтверждают, но все единодушны в том, что стиль Сюэчуана оказал сильнейшее влияние на творчество Гёкуэна Бомпо как художника.
Чуть позже, в 1413 году, по рекомендации и представлению сёгуна Асикага Ёсимоти Бомпо стал 81-м настоятелем важнейшего монастыря системы годзан («Пять гор») Японии - Нандзен-дзи. Сам сёгун почтил своим присутствием процедуру вступления в должность Бомпо.
Однако в 1420 году, в возрасте семидесяти лет Гёкуэн Бомпо навлек на себя гнев сёгуна Ёсимоти и был вынужден покинуть Нандзен-дзи и Киото. Покинув Киото, жил в уединении в провинции Оми в Обители (малом монастыре) Дзоро-ан. И с этого момента сведения в документальных источниках о его дальнейшей судьбе отсутствуют.
Бомпо любил вести уединенный образ жизни и называл своими друзьями ветер и луну. Как поэт он оставил множество стихотворных комментариев (га-сан) на свитках сигадзику эры Оэй (1394-1428), в том числе на таких известных картинах, как «Ловля сома с помощью тыквы-горлянки» Тайко Дзёсэцу, «Одинокая хижина в горном ущелье» Китидзана Минтё, «Новолуние над тростниковыми воротами».
Как художник Бомпо признан выдающимся мастером суми-ран («тушь-орхидея») – монохромной живописи орхидей тушью. Характерной особенностью художественного стиля Бомпо является абстрактный криволинейный характер листьев орхидей.
Орхидея цимбидиум (кит. лан) выращивается в Китае на протяжении сотен лет. Со времён Конфуция (551-479 до н. э.) орхидея ассоциировалась с высоконравственными «благородными мужами», чей талант и честность не были признаны сильными мира сего. На протяжении веков в различных литературных и философских трудах орхидея ассоциировалась и с другими человеческими достоинствами и нравственными идеалами, такими как дружба, верность и патриотизм. Многие представители учёных-литераторов стали отождествлять себя с цветком орхидеи.
Одна из самых известных картин Гёкуэна Бомпо, «Орхидеи на камне», хранится в наши дни в Киото в субхраме Рюоко-ин (竜光院), основанном другим известным мастером суми-ран Токусаем Тэссю. Ещё одна работа Бомпо «Благоухающие орхидея и ваниль» (蘭蕙同芳図) хранится в Токийском Национальном музее. Многозначность китайского языка придаёт названию картины дополнительный смысл. Иероглиф «芳» имеет два значения - аромат (благоухание) и хорошая репутация. Тем самым автор картины подчёркивает символизм орхидеи, о котором уже говорилось выше.