zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста
Храм Нандзен-дзи в Киото

Бонпо - Мастер орхидей

Бонпо, или Бомпо, Гёкуэн (玉畹梵芳, «Нефритовый Будда», 1348 - после 1420) - дзенский монах, художник, каллиграф и поэт периода раннего Муромати (Северного и Южного дворов). Его настоящее имя Гёкукей; его имя кисти (творческий псевдоним) - Сорин. Известен также другой его псевдоним – Тамаэн. Место рождения и точная дата смерти Бонпо неизвестны (хотя некоторые источники указывают дату – 1424 год).

Родился Бонпо в 1348 году. Будучи еще подростком Бонпо был отдан во влиятельный дзенский монастырь Японии – Нандзен-дзи, где постигал Дзен под руководством мастера Сюноку Мёха (春屋妙葩, 1312-1388) и через какое-то время стал его Хоси (преемником Дхармы).

Раннее утро в Нандзен-дзи. Киото

Какое-то время он жил в монастыре Эйген-дзи у дзенского мастера-отшельника Дзякусицу Гэнко (寂室元光, 1290-1367), который оказал сильное влияние на личность Гёкуэна. Позже Бонпо отправился в Камакура, где изучал китайскую поэзию под руководством Сюсина Гидо (義堂周信, 1325-1388) в монастыре Дзуйсен-дзи.

Как ученик Сюноку Мёха он попал в поле зрения сёгуната, и его карьера в сообществе Дзен пошла в гору. Вначале он становится настоятелем в монастыре Мандзю-дзи в провинции Бунго. Потом возвращается в Киото и становится настоятелем монастыря Кэннин-дзи, входившем в систему годзан («Пять Гор») Киото.

По некоторым сведениям Бонпо путешествовал в Китай, чтобы познакомиться с творчеством чаньского художника (династии Юань) Сюэ-чуань Пу-мин (雪窓普明, ? - 1349). Другие источники эту информацию не подтверждают, но все единодушны в том, что стиль Сюэ-чуаня оказал сильнейшее влияние на творчество Гёкуэна Бонпо как художника.

ОрхидеиСюэ-чуань Пу-мин. Орхидея Сюэ-чуань Пу-мин. «Орхидеи»

Чуть позже, в 1413 году, по рекомендации и представлению сёгуна Асикага Ёсимоти Бонпо стал 81-м настоятелем важнейшего монастыря системы годзан («Пять гор») Японии - Нандзен-дзи. Сам сёгун почтил своим присутствием процедуру вступления в должность Бонпо.

Орхидеи, бамбук и тёрнГёкуэн Бонпо. Орхидеи, бамбук и тёрнГёкуэн Бонпо. Орхидеи, бамбук и тёрн Гёкуэн Бонпо. «Орхидеи, бамбук и тёрн»

Однако в 1420 году, в возрасте семидесяти лет Гёкуэн Бонпо навлек на себя гнев сёгуна Ёсимоти и был вынужден покинуть Нандзен-дзи и Киото. Покинув Киото, жил в уединении в провинции Оми в Обители (малом монастыре) Дзоро-ан. И с этого момента сведения в документальных источниках о его дальнейшей судьбе отсутствуют.

Бонпо любил вести уединенный образ жизни и называл своими друзьями ветер и луну. Как поэт он оставил множество стихотворных комментариев (га-сан) на свитках сигадзику эры Оэй (1394-1428), в том числе на таких известных картинах, как «Ловля сома с помощью тыквы-горлянки» Тайко Дзёсэцу, «Одинокая хижина в горном ущелье» Китидзана Минтё, «Новолуние над тростниковыми воротами».

Орхидеи, бамбук и ежевикаГёкуэн Бонпо. Орхидеи, бамбук и заросли ежевикиГёкуэн Бонпо. Орхидеи, бамбук и заросли ежевики Гёкуэн Бонпо
«Орхидеи, бамбук и заросли ежевики»

Как художник Бонпо признан выдающимся мастером суми-ран («тушь-орхидея») – монохромной живописи орхидей тушью. Характерной особенностью художественного стиля Бонпо является абстрактный криволинейный характер листьев орхидей.

Орхидеи, бамбук и каменьГёкуэн Бонпо. Камень, бамбук и орхидеиГёкуэн Бонпо. Орхидеи, бамбук и каменьГёкуэн Бонпо. Камень, бамбук и орхидеи Гёкуэн Бонпо
«Камень, бамбук и орхидеи» (слева)
«Орхидеи, бамбук и камень» (в центре)
«Орхидеи, бамбук и камень» (справа)

Орхидея цимбидиум (кит. лан) выращивается в Китае на протяжении сотен лет. Со времён Конфуция (551-479 до н. э.) орхидея ассоциировалась с высоконравственными «благородными мужами», чей талант и честность не были признаны сильными мира сего. На протяжении веков в различных литературных и философских трудах орхидея ассоциировалась и с другими человеческими достоинствами и нравственными идеалами, такими как дружба, верность и патриотизм. Многие представители учёных-литераторов стали отождествлять себя с цветком орхидеи.

Орхидеи и камень | Орхидеи на камнеГёкуэн Бонпо. Орхидеи и каменьГёкуэн Бонпо. Орхидеи на камне Гёкуэн Бонпо
«Орхидеи и камень» (слева)
«Орхидеи на камне» (справа)

Одна из самых известных картин Гёкуэна Бонпо, «Орхидеи на камне», хранится в наши дни в Киото в субхраме Рюоко-ин, основанном другим известным мастером суми-ран Токусаем Тэссю. Ещё одна работа Бонпо «Благоухающие орхидея и ваниль» (蘭蕙同芳図) хранится в Токийском Национальном музее. Многозначность китайского языка придаёт названию картины допплнительный смысл. Иероглиф «芳» имеет два значения - аромат (благоухание) и хорошая репутация. Тем самым автор картины подчёркивает символизм орхидеи, о котором уже говорилось выше.

Благоухающие орхидея и ванильГёкуэн Бонпо. Благоухающие орхидея и ванильГёкуэн Бонпо
«Благоухающие орхидея и ваниль»