Хиэ-Санно-Мацури-дзу (日吉山王祭図, «картины фестиваля Хиэ Санно») – популярная тема «картин фестивалей» (сайрэй-дзу), посвящённая Фестивалю Хиэ Санно. Фестиваль проводится ежегодно весной в Святилище Хиёси Тайся (район Сакамото, город Оцу, префектура Сига).
Хиэ Санно Гонген, или Хиёси Санно Гонген (日吉山王権現), - синтоистское божество-хранитель горы Хиэй. Ещё в первом тысячелетии нашей эры у подножия горы Хиэй со стороны озера Бива было возведено синтоистское Святилище Хиэ Тайся (日吉大社), или Хиёси Тайся, посвящённое божеству Хиэ Санно Гонген (или просто Санно Гонген). Упоминания о святилище содержатся уже в японских хрониках Кодзики, датируемых 8 веком. Комплекс включает в себя западное и восточное святилища, в которых поклоняются, соответственно, божествам Онамути (大己貴神 онамути-но-ками) и божествам Оямакуи (大山咋神, оямакуи-но-ками). Все вместе они известны как Семь божеств Санно.
Позднее, когда на горе Хиэй был построен центральный монастырь буддийской школы Тэндай - Энрякудзи (延暦寺), Хиёси Санно Гонген, в процессе взаимопроникновения синтоистской и буддийской культур, стал также божеством-хранителем школы Тэндай и её главного монастыря Энрякудзи.
На фестивале Хиэ Санно семь переносных святилищ (микоси1, или омикоси), называемых «Санно ситися» («Семь святилищ Санно»), выносятся из Хиёси Тайся, проходят через окрестности Сакамото сразу за воротами святилища и направляются к берегу озера Бива. Там микоси погружают в лодки и перевозят по озеру в место, известное как Карасаки, где у исторического памятника Хитихон-Янаги проводится ритуал «Авадзу-но-гоку», или «Подношения Авадзу». Затем переносные святилища снова водружают на лодки и возвращаются с ними по озеру в район Сакамото. В районе Хиэйцудзи в Симосакамото лодки с микоси причаливают к берегу, и далее процессия направляется обратно в святилище Хиёси Тайся.
История проведения Фестиваля восходит к 791 году. Согласно записям периода Камакура, в этом году (10-й год эры Энряку) по указанию императора Канму было сооружено старейшее переносное святилище (микоси, или омикоси) для божества Хиэ Санно Гонген, которое торжественно пронесли от Сакамото к Карасаки (в наши дни – муниципальные районы города Оцу).
Фестиваль Хиэ Санно в Сакамото проводился в апреле, продолжался четыре дня и по своей популярности не уступал летнему Фестивалю Гион в Киото. В фестивале участвовали как придворные аристократы, так и простые люди. Время его проведения первоначально было привязано к лунному («плавающему») календарю: он начинался в день Лошади и заканчивался в день Петуха, а основные мероприятия проходили на третий день (день Обезьяны). В наше время фестиваль проводится ежегодно в одни и те же дни – с 12-го по 15-е апреля, а главные мероприятия проходят 14-го апреля. Со времени своего основания фестиваль назывался Хиёси-сай или Хиёсисима-сай, а с периода Эдо у фестиваля появилось альтернативное название - Фестиваль Санно (Санно-сай, или Санно-мацури). Более редкое и менее известное название – Фестиваль Сакамото (Сакамото-сай).
В 1571 году многовековая традиция проведения Фестиваля Хиёси была прервана. Войска «великого объединителя» Японии Ода Нобунанга сожгли буддийский монастырь Энрякудзи и Святилище Хиёси Тайся, убив тысячи буддийских монахов и служителей Синто. После смерти Нобунанга монастырь и святилище были восстановлены, и в 1591 году Фестиваль был возрождён.
Начиная с 16 века, картины с различными сценами фестиваля изображались на ширмах (бёобу) и настольных свитках (эмакимоно). Самым старым из сохранившихся примеров является пара четырехпанельных ширм из коллекции буддийского храма Данно Хориндзи (檀王法林寺) в Киото, выполненная художником школы Кано около 1600 года. Ширмы отнесены к важному культурному достоянию Японии. На правой ширме изображена ритуальная процессия с деревом сакаки (榊)в стенах святилища Хиэ Тайся. На левой ширме показан кульминационный момент фестиваля - когда носильщики переносных святилищ соревнуются, кто быстрее погрузит своё микоси на борт лодки и переправит его по озеру Бива из Карасаки.
Несколько более поздняя пара ширм с «картинами фестиваля Хиэ Санно» из коллекции субхрама Конти-ин (金地院) дзенского монастыря Нандзен-дзи в Киото полностью сосредоточена на ключевом этапе фестиваля - переправе через озеро Бива.
Тема фестиваля Хиэ Санно присутствует на «картинах фестивалей» (сайрэй-дзу) из коллекции Художественного музея Сантори и коллекции Нисимура. Пара ширм из собрания музея Сантори посвящена фестивалям Хиэ Санно Мацури и Гион Мацури в Киото. На ширмах из коллекции Нисимура изображены Хиэ Санно Мацури и фестиваль Камо-но-кейба (賀茂競馬) - скачки на лошадях в Святилище Камигамо в Киото.
Ширмы с «картинами фестиваля Хиэ Санно» из коллекций Музея Университета Кокугакуин и Музея префектуры Сига как бы дополняют друг друга, образуя цельную композицию. На ширме из Музея Университета Кокугакуин изображена сухопутная процессия с переносными святилищами (микоси), а на ширме из коллекции Музея префектуры Сига вы видим сцены на берегу озера Бива.
Сохранились росписи ширм «Картина фестиваля Хиэ Санно», созданные Кайхо Юсэцу (海北友雪, 1598-1677) приблизительно в 1655-58 годах. Кайхо Юсэцу был сыном именитого художника периода Момояма - Кайхо Юсё (海北友松, 1533 - 1615), основателя художественной школы Кайхо.