zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста

Картины фестиваля Хиэ Санно

Хиэ-Санно-Мацури-дзу (日吉山王祭図, «картины фестиваля Хиэ Санно») – популярная тема «картин фестивалей» (сайрэй-дзу), посвящённая Фестивалю Хиэ Санно. Фестиваль проводится ежегодно весной в Святилище Хиёси Тайся (район Сакамото, город Оцу, префектура Сига).

Святилище Хиёси ТайсяКартина фестиваля Хиэ Санно

Хиэ Санно Гонген, или Хиёси Санно Гонген (日吉山王権現), - синтоистское божество-хранитель горы Хиэй. Ещё в первом тысячелетии нашей эры у подножия горы Хиэй со стороны озера Бива было возведено синтоистское Святилище Хиэ Тайся (日吉大社), или Хиёси Тайся, посвящённое божеству Хиэ Санно Гонген (или просто Санно Гонген). Упоминания о святилище содержатся уже в японских хрониках Кодзики, датируемых 8 веком. Комплекс включает в себя западное и восточное святилища, в которых поклоняются, соответственно, божествам Онамути (大己貴神 онамути-но-ками) и божествам Оямакуи (大山咋神, оямакуи-но-ками). Все вместе они известны как Семь божеств Санно.

Картины фестиваля Хиэ СанноКартина фестиваля Хиэ СанноКартина фестиваля Хиэ Санно«Картины фестиваля Хиэ Санно». Сцены 1-8
Музей префектуры Сига. Оцу

Позднее, когда на горе Хиэй был построен центральный монастырь буддийской школы Тэндай - Энрякудзи (延暦寺), Хиёси Санно Гонген, в процессе взаимопроникновения синтоистской и буддийской культур, стал также божеством-хранителем школы Тэндай и её главного монастыря Энрякудзи.

Картины фестиваля Хиэ СанноКартина фестиваля Хиэ СанноКартина фестиваля Хиэ Санно«Картины фестиваля Хиэ Санно». Сцены 9-16
Музей префектуры Сига. Оцу

На фестивале Хиэ Санно семь переносных святилищ (микоси1, или омикоси), называемых «Санно ситися» («Семь святилищ Санно»), выносятся из Хиёси Тайся, проходят через окрестности Сакамото сразу за воротами святилища и направляются к берегу озера Бива. Там микоси погружают в лодки и перевозят по озеру в место, известное как Карасаки, где у исторического памятника Хитихон-Янаги проводится ритуал «Авадзу-но-гоку», или «Подношения Авадзу». Затем переносные святилища снова водружают на лодки и возвращаются с ними по озеру в район Сакамото. В районе Хиэйцудзи в Симосакамото лодки с микоси причаливают к берегу, и далее процессия направляется обратно в святилище Хиёси Тайся.

Картины фестиваля Хиэ СанноКартина фестиваля Хиэ Санно«Картины фестиваля Хиэ Санно». Сцены 17-20
Музей префектуры Сига. Оцу

История проведения Фестиваля восходит к 791 году. Согласно записям периода Камакура, в этом году (10-й год эры Энряку) по указанию императора Канму было сооружено старейшее переносное святилище (микоси, или омикоси) для божества Хиэ Санно Гонген, которое торжественно пронесли от Сакамото к Карасаки (в наши дни – муниципальные районы города Оцу).

Фестиваль Хиэ Санно в Сакамото проводился в апреле, продолжался четыре дня и по своей популярности не уступал летнему Фестивалю Гион в Киото. В фестивале участвовали как придворные аристократы, так и простые люди. Время его проведения первоначально было привязано к лунному («плавающему») календарю: он начинался в день Лошади и заканчивался в день Петуха, а основные мероприятия проходили на третий день (день Обезьяны). В наше время фестиваль проводится ежегодно в одни и те же дни – с 12-го по 15-е апреля, а главные мероприятия проходят 14-го апреля. Со времени своего основания фестиваль назывался Хиёси-сай или Хиёсисима-сай, а с периода Эдо у фестиваля появилось альтернативное название - Фестиваль Санно (Санно-сай, или Санно-мацури). Более редкое и менее известное название – Фестиваль Сакамото (Сакамото-сай).

Картина фестиваля Хиэ СанноКартина фестиваля Хиэ Санно«Картина фестиваля Хиэ Санно»
Коллекция храма Йодай-дзи. Хигасикагава

В 1571 году многовековая традиция проведения Фестиваля Хиёси была прервана. Войска «великого объединителя» Японии Ода Нобунанга сожгли буддийский монастырь Энрякудзи и Святилище Хиёси Тайся, убив тысячи буддийских монахов и служителей Синто. После смерти Нобунанга монастырь и святилище были восстановлены, и в 1591 году Фестиваль был возрождён.

Картина фестиваля Хиэ СанноИваса Матабей. Картина фестиваля Хиэ СанноИваса Матабей. Картина фестиваля Хиэ СанноИваса Матабей. «Картина фестиваля Хиэ Санно». 17 век
Коллекция храма Хэнсё-дзи.

Начиная с 16 века, картины с различными сценами фестиваля изображались на ширмах (бёобу) и настольных свитках (эмакимоно). Самым старым из сохранившихся примеров является пара четырехпанельных ширм из коллекции буддийского храма Данно Хориндзи (檀王法林寺) в Киото, выполненная художником школы Кано около 1600 года. Ширмы отнесены к важному культурному достоянию Японии. На правой ширме изображена ритуальная процессия с деревом сакаки (榊)в стенах святилища Хиэ Тайся. На левой ширме показан кульминационный момент фестиваля - когда носильщики переносных святилищ соревнуются, кто быстрее погрузит своё микоси на борт лодки и переправит его по озеру Бива из Карасаки.

Картина фестиваля Хиэ СанноШкола Кано. Картина фестиваля Хиэ СанноШкола Кано. Картина фестиваля Хиэ СанноШкола Кано. «Картина фестиваля Хиэ Санно». 17 век
Данно Хориндзи. Киото

Несколько более поздняя пара ширм с «картинами фестиваля Хиэ Санно» из коллекции субхрама Конти-ин (金地院) дзенского монастыря Нандзен-дзи в Киото полностью сосредоточена на ключевом этапе фестиваля - переправе через озеро Бива.

Картина фестивалей Хиэ Санно и ГионШкола Тоса. Картина фестиваля Хиэ СанноШкола Тоса. Картина фестиваля ГионШкола Тоса. «Картина фестиваля Хиэ Санно» (вверху)
Школа Тоса. «Картина фестиваля Гион» (внизу)
16 век. Музей искусств Сантори. Токио

Тема фестиваля Хиэ Санно присутствует на «картинах фестивалей» (сайрэй-дзу) из коллекции Художественного музея Сантори и коллекции Нисимура. Пара ширм из собрания музея Сантори посвящена фестивалям Хиэ Санно Мацури и Гион Мацури в Киото. На ширмах из коллекции Нисимура изображены Хиэ Санно Мацури и фестиваль Камо-но-кейба (賀茂競馬) - скачки на лошадях в Святилище Камигамо в Киото.

Картина фестивалей Хиэ Санно и Камо кэйбаКартина фестиваля Хиэ СанноКартина фестиваля Камо Курабэ Ума«Картина фестиваля Хиэ Санно» (вверху)
«Картина фестиваля Камо кэйба» (внизу)

Ширмы с «картинами фестиваля Хиэ Санно» из коллекций Музея Университета Кокугакуин и Музея префектуры Сига как бы дополняют друг друга, образуя цельную композицию. На ширме из Музея Университета Кокугакуин изображена сухопутная процессия с переносными святилищами (микоси), а на ширме из коллекции Музея префектуры Сига вы видим сцены на берегу озера Бива.

Картина фестиваля Хиэ СанноКартина фестиваля Хиэ Санно«Картина фестиваля Хиэ Санно». 17 век
Музей Университета Кокугакуин. Токио
Картина фестиваля Хиэ СанноКартина фестиваля Хиэ СанноКартина фестиваля Хиэ Санно«Картина фестиваля Хиэ Санно». 17 век
Музей префектуры Сига. Оцу

Сохранились росписи ширм «Картина фестиваля Хиэ Санно», созданные Кайхо Юсэцу (海北友雪, 1598-1677) приблизительно в 1655-58 годах. Кайхо Юсэцу был сыном именитого художника периода Момояма - Кайхо Юсё (海北友松, 1533 - 1615), основателя художественной школы Кайхо.

Картина фестиваля Хиэ СанноКайхо Юсэцу. Картина фестиваля Хиэ СанноКайхо Юсэцу. Картина фестиваля Хиэ СанноКайхо Юсэцу. «Картина фестиваля Хиэ Санно»
Фонд Сэнъоку Хакукокан
1 Микоси (神輿) - это священный религиозный паланкин (также переводится как «переносное синтоистское святилище»). Последователи синтоизма используют микоси для перевозки божества при перемещении между главным и временным храмом во время фестиваля или при перемещении в новое святилище. Часто микоси напоминает миниатюрное здание с колоннами, стенами, крышей, верандой и перилами.