Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Сэссю Тойо. Пейзаж хабоку

Хабоку и хацубоку

Хабоку и хацубоку - это техники живописи, используемые в суйбокуга (монохромная живопись тушью). И та, и другая техника зародились в Китае. Хабоку и хацубоку – японские названия. Оригинальные (китайские) названия обеих техник произносятся одинаково – помо (хотя записываются разными иероглифами и имеют разный смысл). Из-за этого эти два термина часто путают друг с другом.

Горная деревня в рассеивающемся туманеЮйцзянь Жофэнь. Восемь видов рек Сяо и Сян Юйцзянь Жофэнь. «Горная деревня в рассеивающемся тумане»
Из цикла «Восемь видов рек Сяо и Сян»

Техника хацубоку (溌墨, кит. помо) - переводится буквально так: «энергичная, расплёсканная тушь». Другой вариант перевода: «разбрызганная тушь» или «разбрызганные чернила». Суть этой техники заключалась в динамичной фактуре крупного мазка, наложенного так, что детали и тщательная проработка мотива исключались. Художник разбрызгивал чернила (тушь) из кисти или другого инструмента или давал туши как бы свободно стекать с кисти на бумагу, заботясь лишь об общей выразительности, чтобы создать мягкий, рассеянный эффект, без четко определенных контурных линий или явных деталей.

Осенняя луна над озером ДунтинЮйцзянь Жофэнь. Восемь видов рек Сяо и Сян Юйцзянь Жофэнь. «Осенняя луна над озером Дунтин»
Из цикла «Восемь видов рек Сяо и Сян»

Этот метод был известен ещё с работ Ван Мо (? - 804 г.), китайского живописца династии Тан, но пользовались им китайские художники довольно умеренно. Лишь среди мастеров, непосредственно связанных с буддийской школой Чань, и соответствующих их японских восприемников - дзенских монахов-художников (гасо) хацубоку стал основным стилеобразующим приёмом. Хацубоку аппелирует к интуитивному и созерцательному восприятию, связанному с духовной практикой дзен.

Пейзаж хабокуЮйцзянь Жофэнь. Пейзаж хабоку Юйцзянь Жофэнь. «Пейзаж хабоку»

В Китае технику помо активно использовал чаньский монах и художник Юйцзянь Жофэнь (玉澗 若芬), в стилистике которого пейзаж достиг предельной эскизности, практически превратившись в живописную абстракцию. Пейзажи Юйцзяня сильны экспрессией непосредственного переживания, а предмет изображения в них скорее угадывается, чем прочитывается.

Восемь видов рек Сяо и СянЮйцзянь Жофэнь. Восемь видов рек Сяо и Сян Юйцзянь Жофэнь. «Восемь видов рек Сяо и Сян»
Копия кисти Сэссю Тойо

Техника хацубоку часто смешивается с другим китайским приёмом монохромной живописи — хабоку (кит. помо, но пишется другими иероглифами - 破墨 - «прорвавшаяся тушь» или «сломанная тушь»). Хабоку заключается в использовании эффектов тональных размывов туши. При этом мазки и штрихи разной интенсивности, по-разному пропитанные водой, находят один на другой и создают развернутую градацию плавных переходов чёрного.

Восемь видов рек Сяо и СянЮйцзянь Жофэнь. Восемь видов рек Сяо и Сян Юйцзянь Жофэнь. «Восемь видов рек Сяо и Сян»
Копия кисти Сэссю Тойо

Строгое различение этих техник подчас бывает неосуществимо. Как правило, хабоку полагается на многослойный контраст черного, серого и белого, в то время как хацубоку использует «брызги» чернил, не оставляя четких контуров или очертаний.

В Японии эти техники живописи были впервые использованы дзенским художником Сэссю Тойо. Находясь в Китае, Сэссю освоил их, изучая и копируя шедевры Юйцзяня. Многие картины Юйцзяня дошли до нас в копиях, сделанных великим Сэссю Тойо.

В 1495 году Сэссю Тойо создал собственный «Пейзаж в стиле Хацубоку». Картина причислена к Национальному достоянию Японии и экспонируется в Токийском Национальном музее.

Пейзаж в стиле хацубокуСэссю Тойо. Пейзаж в стиле хацубокуСэссю Тойо. Пейзаж в стиле хацубоку Сэссю Тойо. «Пейзаж в стиле хацубоку». 1495 г.
Токийский национальный музей