Хабоку и хацубоку - это техники живописи, используемые в суйбокуга (монохромная живопись тушью). И та, и другая техника зародились в Китае. Хабоку и хацубоку – японские названия. Оригинальные (китайские) названия обеих техник произносятся одинаково – помо (хотя записываются разными иероглифами и имеют разный смысл). Из-за этого эти два термина часто путают друг с другом.
Техника хацубоку (溌墨, кит. помо) - переводится буквально так: «энергичная, расплёсканная тушь». Другой вариант перевода: «разбрызганная тушь» или «разбрызганные чернила». Суть этой техники заключалась в динамичной фактуре крупного мазка, наложенного так, что детали и тщательная проработка мотива исключались. Художник разбрызгивал чернила (тушь) из кисти или другого инструмента или давал туши как бы свободно стекать с кисти на бумагу, заботясь лишь об общей выразительности, чтобы создать мягкий, рассеянный эффект, без четко определенных контурных линий или явных деталей.
Этот метод был известен ещё с работ Ван Мо (? - 804 г.), китайского живописца династии Тан, но пользовались им китайские художники довольно умеренно. Лишь среди мастеров, непосредственно связанных с буддийской школой Чань, и соответствующих их японских восприемников - дзенских монахов-художников (гасо) хацубоку стал основным стилеобразующим приёмом. Хацубоку аппелирует к интуитивному и созерцательному восприятию, связанному с духовной практикой дзен.
В Китае технику помо активно использовал чаньский монах и художник Юйцзянь Жофэнь (玉澗 若芬), в стилистике которого пейзаж достиг предельной эскизности, практически превратившись в живописную абстракцию. Пейзажи Юйцзяня сильны экспрессией непосредственного переживания, а предмет изображения в них скорее угадывается, чем прочитывается.
Техника хацубоку часто смешивается с другим китайским приёмом монохромной живописи — хабоку (кит. помо, но пишется другими иероглифами - 破墨 - «прорвавшаяся тушь» или «сломанная тушь»). Хабоку заключается в использовании эффектов тональных размывов туши. При этом мазки и штрихи разной интенсивности, по-разному пропитанные водой, находят один на другой и создают развернутую градацию плавных переходов чёрного.
Строгое различение этих техник подчас бывает неосуществимо. Как правило, хабоку полагается на многослойный контраст черного, серого и белого, в то время как хацубоку использует «брызги» чернил, не оставляя четких контуров или очертаний.
В Японии эти техники живописи были впервые использованы дзенским художником Сэссю Тойо. Находясь в Китае, Сэссю освоил их, изучая и копируя шедевры Юйцзяня. Многие картины Юйцзяня дошли до нас в копиях, сделанных великим Сэссю Тойо.
В 1495 году Сэссю Тойо создал собственный «Пейзаж в стиле Хацубоку». Картина причислена к Национальному достоянию Японии и экспонируется в Токийском Национальном музее.