zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста
Сэссю. Автопортрет. 1490 г.

Сэссю Тойо, или Сессю Тоё (雪舟, 1420-1506) – дзенский художник периода Муромати, один из величайших мастеров монохромной живописи тушью, известной как суйбокуга («картины воды и туши») или суми-э (живопись тушью). Фамилия Сэссю – Ода, а настоящее имя (от рождения) неизвестно. Имя (имина) - Тойо, или Тоё (等楊, «Ивоподобный»), он получил в 11-летнем возрасте в дзенском монастыре Сёкоку-дзи, а Сэссю («Снежная Лодка») - творческий псевдоним мастера. Известны и другие его псевдонимы: Сессо (拙宗), Кайан (晦庵), Кумогёкэн (雲谷軒), Го Би Кейсай, Байген Сансю и Ункоку (по названию храма-студии, где художник жил с 1464 года).

Сэссю учился живописи у Тэнсё Сюбуна и относил себя к художественной школе Дзёсэцу. Из всех выдающихся японских художников Сэссю часто считается самым выдающимся. Эта оценка основана не только на превосходстве его работ, но и на его выдающемся качестве дзенского монаха и ученого. Традиция вдохновленного Дзен стиля живописи тушью (суми-э) находит свое окончательное выражение в его искусстве. Он преобразовал художественный стиль, привнесенный из Китая в 14 веке, в нечто характерно японское.

Сэссю адаптировал китайские модели к японским художественным идеалам и эстетическим чувствам. Он рисовал пейзажи, портреты Будды Шакьямуни и других легендарных буддистов (например, Бодхидхармы) и мастеров Дзен; ширмы, украшенные цветами, птицами и другими животными. Его стиль отличается силой и страстностью мазка кисти, а также интенсивностью замысла.

Сэссю уже при жизни называли величайшим японским художником своего времени, и этот вердикт был подтвержден более поздними поколениями художников. Многие из них подражали его стилю или находились под влиянием его творчества еще в XIX веке. Несколько художников даже использовали его имя; среди них - Сэссон Сюкэй, Ункоку Тоган и Хасэгава Тохаку, который гордо именовал себя «Сэссю пятого поколения». Целая школа японской живописи, школа Ункоку, посвятила себя продолжению его художественного наследия.

В 1956 году Всемирный Совет Мира на проходившей в столице Австрии сессии номинировал десять человек, которые внесли наибольший вклад в мировую культуру, и почтил их память. Сэссю был среди этих десяти деятелей культуры вместе с Леонардо да Винчи.

Осенью 1431 года, в 3 год эры Эйкё, когда Сэссю уже исполнилось 12 лет, он покинул храм Хофуку-дзи в Ияме и родную провинцию и отправился в Киото, столицу и интеллектуальный и художественный центр Японии.

Около 1460 года, проведя почти 30 лет в Киото, в монастыре Сёкоку-дзи, Сэссю уехал из столицы в провинцию Суо, резиденцию клана Оути - Ямагути (что в западной части острова Хонсю). Ямагути был построен в 15 веке кланом Оути по образцу столицы Японии Киото (поэтому его также называют Западным Киото) и стал при Сэссю и с его помощью культурным центром Западного Хонсю.

В начале 1468 года Сэссю наконец-то осуществляет свою заветную мечту - отправляется в Китай со своим учеником. Ему посчастливилось присоединиться к одной из японских торговых миссий в качестве эксперта-искусствоведа, в задачи которого входило приобретение китайских картин для своих покровителей.

Гора Хико-сан на острове Кюсю

Сэссю пробыл в Китае около двух лет. В августе 1469 года он получил прощальную гатху от Чжуляна (除璉, яп. Дзёрэн) в Нинбо, сформировал флотилию и вернулся в Японию на одном из кораблей клана Оути. Сэссю сошел на берег возле Итосимы в провинции Тикузен, на севере острова Кюсю.

В конце 1478 года политическая ситуация обострилась уже в Бунго, и Сэссю покидает свой «Созданный небом павильон живописи». Он перебирается в Масуда по приглашению Масуда Канетака, дайме провинции Ивами, и поселяется в Храме Манпуку-дзи.

Храм Сёкокудзи в Киото

Сунрин Суто (春林周藤, ? - 1464) – дзенский монах, живший в период Муромати. Жил в монастыре Сёкоку-дзи. Одно время занимал высокую должность – сороку-си (僧録司) - при сёгунате. Монах, занимавший должность «со-року-си», контролировал кадровые дела, такие как регистрация буддийских монахов и их назначение и увольнение с должностей во всех дзенских храмах системы годзан.

Биография человека часто неотделима от истории эпохи и среды, в которой он жил и творил. И если написание биографии сродни постановке театрального спектакля, то история эпохи – своего рода красочная декорация, без которой театральный спектакль может показаться блеклым и скучным, а иногда и не совсем понятным.