Некоторую сумятицу в жизнеописание Сэссю и исследование его творчества вносит тот факт, что в период Муромати … жили два дзенских монаха Сэссю (雪舟) и творили несколько художников Сэссю: Сэссю (雪舟) и Сэссо (拙宗)…
Часть 1. IMINA (настоящее имя)
Согласно классической версии Сэссю родился в селении Акахама, его фамилия – Ода, а настоящее имя (от рождения) неизвестно. Эта версия восходит к моменту выхода в свет в 1691 году «Хонтё Гаси» (Истории живописи Японии)1. Имина (личное имя) Тойо (等楊, «Ивоподобный»2) было дано ему наставником дзен Сюнрин Сюто в монастыре Сёкоку-дзи (Киото), когда будущему художнику было 12 лет. Поэтому имя Тойо и закрепилось за художником, как настоящее, так как связано с его ранним детством, и художника часто называют ТОЙО ОДА.
Но есть и другая, малоизвестная версия рождения и имени Сэссю. По ней гонзаэмон Нобукиё Такума из провинции Ивами переехал в провинцию Биттю и служил клану Омори, а после падения клана Омори построил резиденцию в селении Танака. А его сын - ГЕНТА ТАКУМА – в раннем детстве стал послушником в храме Хофуку-дзи в Ияме, а взрослым путешествовал в Китай (Мин) в эпоху Кансё, изучал Дзэн, стал искусным в живописи и называл себя Сэссю.
Часть 2. GO (творческое имя)
Творческий псевдоним (имя кисти) «Сэссю», принесшее ему мировую славу, он выбрал себе сам (когда ему было за 40). К этому времени Тойо Ода уже покинул Сёкоку-дзи и перебрался в Суо, в Ункоку-ан (Храм Долины облаков).
До нашего времени дошел манускрипт, датируемый 1465 годом, который был написан дзенским монахом Рёко Синкеем из храма Сёкоку-дзи. В манускрите изложена история возникновения творческого псевдонима Тойо Оды – Сэссю, что означает «Снежная лодка». Согласно рассказу Синкея Тойо Ода восхитился прекрасной работой известного чаньского монаха и каллиграфа династии Мин - Фанци Чуши. На ней были изображены два китайских иероглифа – «Снег» и «Лодка». И Тойо решил взять себе этот псевдоним.
Но прежде, чем взять себе это имя, Тойо обратился к своему другу, дзэнскому монаху из монастыря Сёкоку-дзи в Киото – Рёко Синкею – за разъяснением символического значения японских иероглифов, обозначающих те же два слова - «Снег» и «Лодка», которые по-японски произносятся как Сэцу (снег) и Сю (лодка).
Синкей дал следующие комментарии иероглифам «Снег» и «Лодка». «Снег», такой чистый, кристаллический, охватывающий весь мир бытия и небытия, может быть символом духовной истины. В то время как «Лодка», плывущая по воде, может идти в любом направлении, и когда она не привязана, всегда находится в движении. Это напоминает приливы и отливы мыслей и, следовательно, может быть символом умственной деятельности человека. Кроме того, Лодка, влекомая стихией, полностью отдавшая себя на волю волн, символизирует Человека, плывущего по Реке Жизни. Так же и кисть дзенского художника не отражает его ум, не является проявлением его «Я», а лишь служит инструментом Высшей Стихии.
Итак, известно, что Сэссю взял это имя (Сэссю - 雪舟 – «Снежная лодка») в качестве творческого псевдонима где-то между третьим и шестым годами Кансё (1462-1465 гг.), когда ему было от сорока двух до сорока пяти лет. Но историкам искусствоведения известен художник с псевдонимом «Сэссо» (имеющим в японском языке альтернативное звучание - Сэссю - 拙 宗), который творил в этот же исторический период, о котором мало что известно и который пропал из поля зрения искусствоведов как раз в тот период, когда Тойо берет себе псевдоним 雪 舟 – «Снежная лодка».
Два этих имени пишутся по-разному, но в одном из вариантов имеют сходное звучание – «Сэссю», а произведения обоих художников родственны по стилю. И в настоящее время принято считать, что это был один и тот же человек. По теории, предложенной японским искусствоведом Нобуо Кумагаи, Тойо использовал псевдоним Сэссо еще до его знакомства с работой чаньского каллиграфа Фанци Чуши.
Известно, что Тэнсё Сюбун, у которого Тойо учился искусству суйбокуга, считал себя учеником и продолжателем великого Дзёсэцу, дзенского священника и художника, прибывшего в Японию из Китая и ставшего личным художником сёгуна Асикага Ёсимоти. Своё уважение к Дзёсэцу Сюбун передал и своему ученику Тойо. Полагают, что Тойо взял себе псевдоним «Сэссо» - 拙 宗 – в честь Дзёсэцу.
Имя Дзёсэцу состоит из двух иероглифов - 如 拙 (Дзё-сэцу). Имя Сюбуна (учителя Тойо) состоит из двух иероглифов - 周文 (Сю-бун), где 周 означает Чжоу (школа живописи, которую Сюбун унаследовал от Дзёсэцу).
В более раннем псевдониме «Сэссо» - 拙 宗 – первый иероглиф соответствует последнему иероглифу из имени Дзёсэцу, а последний иероглиф 宗 в китайском языке имеет значение «духовная школа». Более того, один из японских вариантов произношения иероглифа 宗 - Сю - созвучен иероглифу 周, с которого начинается имя учителя Тойо - Тэнсё Сюбуна. Таким образом, ранний псевдоним «Сэссо» (拙 宗), который использовал Тойо, ассоциируется с именами его учителей живописи и символизирует причастность к Школе Дзёсэцу.
Часть 3. Другой Сэссю
Как выясняется, в период Муромати жил еще один дзэнский монах, называвший себя Сэссю! И жил он до «появления» Сэссю Тойо. Этот дзенский монах - Сэссю Кайю - умер в 1375 г. И из-за наличия этого другого Сэссю жизнеописание художника Сессю Ода оказывается весьма запутанным…
Например, существует так называемая гробница Сэссю в храме Дайки-ан в Ивами. Её наличие породило версию смерти Сэссю в Масуде, в Дайки-ан. Но многие историки-искусствоведы не находят исторических оснований полагать, что Сэссю уезжал из Суо (Ункоку-ан) в конце жизни. Согласно старым записям, Сэссю Ода проживал в Суо после достижения возраста около сорока пяти лет, за исключением посещения Китая и острова Кюсю, и более уместно рассматривать Суо как место, где умер Сэссю.
Японский искусствовед Нобуо Кумагаи полагает, что в провинции Ивами, в Масуда, был захоронен именно Сэссю Кайю, предшественник Сэссю Тойо. А могила Сэссю Тойо должна находиться в Суо, Ямагути, там где жил и творил Сэссю последние годы своей жизни. И в последнее время большая часть историков-искусствоведов поддерживает эту версию.
2 «Ивоподобный» - возможно, потому, что мальчик был стройным и изящным.