Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста

Тайны имени Сэссю

Некоторую сумятицу в жизнеописание Сэссю и исследование его творчества вносит тот факт, что в период Муромати … жили два дзенских монаха Сэссю (雪舟) и творили несколько художников Сэссю: Сэссю (雪舟) и Сэссо (拙宗)…

Часть 1. IMINA (настоящее имя)

Согласно классической версии Сэссю родился в селении Акахама, его фамилия – Ода, а настоящее имя (от рождения) неизвестно. Эта версия восходит к моменту выхода в свет в 1691 году «Хонтё Гаси» (Истории живописи Японии)1. Имина (личное имя) Тойо (等楊, «Ивоподобный»2) было дано ему наставником дзен Сюнрин Сюто в монастыре Сёкоку-дзи (Киото), когда будущему художнику было 12 лет. Поэтому имя Тойо и закрепилось за художником, как настоящее, так как связано с его ранним детством, и художника часто называют ТОЙО ОДА.

Памятник Сэссю в Акахаме
Памятник Сэссю в Акахаме
Памятник Сэссю в Акахаме
Памятник Сэссю в Акахаме
Памятник Сэссю в Акахаме
Памятник Сэссю в Акахаме
 

Но есть и другая, малоизвестная версия рождения и имени Сэссю. По ней гонзаэмон Нобукиё Такума из провинции Ивами переехал в провинцию Биттю и служил клану Омори, а после падения клана Омори построил резиденцию в селении Танака. А его сын - ГЕНТА ТАКУМА – в раннем детстве стал послушником в храме Хофуку-дзи в Ияме, а взрослым путешествовал в Китай (Мин) в эпоху Кансё, изучал Дзэн, стал искусным в живописи и называл себя Сэссю.

Памятник Сэссю в ТанакаПамятник Сэссю в Танака Сэссю - Гента Такума?

Часть 2. GO (творческое имя)

Творческий псевдоним (имя кисти) «Сэссю», принесшее ему мировую славу, он выбрал себе сам (когда ему было за 40). К этому времени Тойо Ода уже покинул Сёкоку-дзи и перебрался в Суо, в Ункоку-ан (Храм Долины облаков).

Храм Долины облаковАнкоку-ан - Храм Долины облаков Ункоку-ан - Храм Долины облаков
(восстановлен в 20 веке)

До нашего времени дошел манускрипт, датируемый 1465 годом, который был написан дзенским монахом Рёко Синкеем из храма Сёкоку-дзи. В манускрите изложена история возникновения творческого псевдонима Тойо Оды – Сэссю, что означает «Снежная лодка». Согласно рассказу Синкея Тойо Ода восхитился прекрасной работой известного чаньского монаха и каллиграфа династии Мин - Фанци Чуши. На ней были изображены два китайских иероглифа – «Снег» и «Лодка». И Тойо решил взять себе этот псевдоним.

«Снег» и «Лодка»«Снег» и «Лодка» Китайские иероглифы
«Снег» и «Лодка».

Но прежде, чем взять себе это имя, Тойо обратился к своему другу, дзэнскому монаху из монастыря Сёкоку-дзи в Киото – Рёко Синкею – за разъяснением символического значения японских иероглифов, обозначающих те же два слова - «Снег» и «Лодка», которые по-японски произносятся как Сэцу (снег) и Сю (лодка).

Синкей дал следующие комментарии иероглифам «Снег» и «Лодка». «Снег», такой чистый, кристаллический, охватывающий весь мир бытия и небытия, может быть символом духовной истины. В то время как «Лодка», плывущая по воде, может идти в любом направлении, и когда она не привязана, всегда находится в движении. Это напоминает приливы и отливы мыслей и, следовательно, может быть символом умственной деятельности человека. Кроме того, Лодка, влекомая стихией, полностью отдавшая себя на волю волн, символизирует Человека, плывущего по Реке Жизни. Так же и кисть дзенского художника не отражает его ум, не является проявлением его «Я», а лишь служит инструментом Высшей Стихии.

ЛодкаСэссю. Длинный свиток пейзажей (фрагмент) Сэссю. «Длинный свиток пейзажей» (фрагмент).

Итак, известно, что Сэссю взял это имя (Сэссю - 雪舟 – «Снежная лодка») в качестве творческого псевдонима где-то между третьим и шестым годами Кансё (1462-1465 гг.), когда ему было от сорока двух до сорока пяти лет. Но историкам искусствоведения известен художник с псевдонимом «Сэссо» (имеющим в японском языке альтернативное звучание - Сэссю - 拙 宗), который творил в этот же исторический период, о котором мало что известно и который пропал из поля зрения искусствоведов как раз в тот период, когда Тойо берет себе псевдоним 雪 舟 – «Снежная лодка».

Снег и ЛодкаЛодка в снегу. Фотография

Два этих имени пишутся по-разному, но в одном из вариантов имеют сходное звучание – «Сэссю», а произведения обоих художников родственны по стилю. И в настоящее время принято считать, что это был один и тот же человек. По теории, предложенной японским искусствоведом Нобуо Кумагаи, Тойо использовал псевдоним Сэссо еще до его знакомства с работой чаньского каллиграфа Фанци Чуши.

Известно, что Тэнсё Сюбун, у которого Тойо учился искусству суйбокуга, считал себя учеником и продолжателем великого Дзёсэцу, дзенского священника и художника, прибывшего в Японию из Китая и ставшего личным художником сёгуна Асикага Ёсимоти. Своё уважение к Дзёсэцу Сюбун передал и своему ученику Тойо. Полагают, что Тойо взял себе псевдоним «Сэссо» - 拙 宗 – в честь Дзёсэцу.

Ловля сома с помощью тыквы-горлянкиТайко Дзёсэцу. Ловля сома с помощью тыквы-горлянки. 1413 Тайко Дзёсэцу
«Ловля сома с помощью тыквы-горлянки»
Субхрам Тайдзо-ин монастыря Мёссин-дзи

Имя Дзёсэцу состоит из двух иероглифов - 如 拙 (Дзё-сэцу). Имя Сюбуна (учителя Тойо) состоит из двух иероглифов - 周文 (Сю-бун), где означает Чжоу (школа живописи, которую Сюбун унаследовал от Дзёсэцу).

Возвращение к ИстокуТайко Дзёсэцу. Ловля сома на тыкву-горлянку. 1413 Тенсё Сюбун
«Возвращение к Истоку». Серия иллюстраций «10 быков»

В более раннем псевдониме «Сэссо» - 拙 宗 – первый иероглиф соответствует последнему иероглифу из имени Дзёсэцу, а последний иероглиф в китайском языке имеет значение «духовная школа». Более того, один из японских вариантов произношения иероглифа - Сю - созвучен иероглифу , с которого начинается имя учителя Тойо - Тэнсё Сюбуна. Таким образом, ранний псевдоним «Сэссо» (拙 宗), который использовал Тойо, ассоциируется с именами его учителей живописи и символизирует причастность к Школе Дзёсэцу.

Пейзажи Сэссю (拙宗). ПейзажСэссю (拙宗). ПейзажСэссю (拙宗). Пейзаж Сэссо (拙宗) «Пейзажи»
Национальный музей Киото (слева)
Художественный музей Нэдзу (в центре)
Художественный музей Масаки (справа)

Часть 3. Другой Сэссю

Как выясняется, в период Муромати жил еще один дзэнский монах, называвший себя Сэссю! И жил он до «появления» Сэссю Тойо. Этот дзенский монах - Сэссю Кайю - умер в 1375 г. И из-за наличия этого другого Сэссю жизнеописание художника Сессю Ода оказывается весьма запутанным…

Например, существует так называемая гробница Сэссю в храме Дайки-ан в Ивами. Её наличие породило версию смерти Сэссю в Масуде, в Дайки-ан. Но многие историки-искусствоведы не находят исторических оснований полагать, что Сэссю уезжал из Суо (Ункоку-ан) в конце жизни. Согласно старым записям, Сэссю Ода проживал в Суо после достижения возраста около сорока пяти лет, за исключением посещения Китая и острова Кюсю, и более уместно рассматривать Суо как место, где умер Сэссю.

Японский искусствовед Нобуо Кумагаи полагает, что в провинции Ивами, в Масуда, был захоронен именно Сэссю Кайю, предшественник Сэссю Тойо. А могила Сэссю Тойо должна находиться в Суо, Ямагути, там где жил и творил Сэссю последние годы своей жизни. И в последнее время большая часть историков-искусствоведов поддерживает эту версию.

1 История была написана Кано Сансэцу, Кано Эйно и конфуцианским ученым Курокавой Дойю.
2 «Ивоподобный» - возможно, потому, что мальчик был стройным и изящным.