Добосю – круг лиц, выполнявших в периоды Муромати и Эдо разного рода поручения и обслуживавших определённые интересы сёгуната в сфере культуры и искусства. Часто их называют советниками сёгунов по культуре, хотя их деятельность не сводилась только к роли советников. Некоторые авторы термином «добосю» обозначают сам институт советников сёгуна по культуре и искусству.
Происхождение термина «добосю» и самих добосю связывают с разными ответвлениями (подшколами) амидаизма (Дзёдо, «Чистая земля»). Так Синран (1173-1262), основатель Дзёдо-синсю, упорно отказывался называть своих последователей учениками и именовал их добо (приятелями) или догё (спутниками).
Возможно, от Синрана этот термин перекочевал к последователям другой амидаисткой школы – Дзёдо-дзисю, которую основал Иппэн Тисин (一遍, 1239 - 1289). Эта школа объединяла людей, обладавших художественными или литературными талантами.
Первоначально последователи школы были странствующими монахами. Иппэн со своими учениками путешествовал по Японии и проповедовал свое учение. В качестве вещественного подтверждения того, что единожды произнесший нэмбуцу уже заслужил спасение, он выдавал амулет (фусан), на котором было написано шесть иероглифов: «Ha-му А-ми-да буцу». Амулет не только обеспечивал верующему после смерти место в «чистой земле», но и служил защитой в этой жизни. Впоследствии Иппэн пришел к убеждению, что амулеты надо раздавать всем, а не только тем, в ком «пробудилась вера». Поэтому он посвятил всю оставшуюся жизнь раздаче амулетов и произнесению проповедей среди простых людей.
Важную часть ритуала в Дзисю составляли танцы с произнесением нэмбуцу — одори нэмбуцу, поскольку Иппэн истолковывал буквально слова Шаньдо, что, постигнув истину, тот «танцевал от радости». Поэтому Иппэн стремился привлечь к массовому групповому танцу, исполнявшемуся прямо на улицах, максимальное число людей, которые во время танца приходили в состояние экстаза.
Сторонники Дзисю мало заботились о том, чтобы пополнять ряды своих адептов, считая своим первостепенным долгом помогать тем, кто, погрязнув в пороках, не способен собственными силами достичь освобождения. Они отправлялись даже на поля сражений, где после битвы убеждали умиравших воинов произносить нэмбуцу, чтобы обеспечить им место в «чистой земле». Известно, что когда в 1333 г. «войска Ходзё потерпели поражение под Камакура, на поле битвы не стихали нэмбуцу и молитвы, которые воины обеих армий произносили по настоянию святых школы Дзи».
Благодаря этому последователи школы дзисю пользовались уважением и получали поддержку со стороны самурайского сословия. Позже, именно из монастырей школы дзисю распространились такие виды искусства, как поэзия рэнга и искусство икибана.
В отличие от других буддийских школ объектом поклонения амидаистов был Амида (Амитабха) Будда. Поэтому многие последователи школы Дзисю брали себе в качестве творческих псевдонимов имя Ами. Это стало своего рода обычаем, независимо от того, принял ли человек монашеские обеты или оставался мирянином. Например, известный учитель китайской музыки Канами (観阿弥, 1333 – 1384) и учитель циркового искусства Дзэами (世阿弥, 1363 - 1443) не были буддийскими монахами.
Помимо добо-сю последователи школы дзёдо-дзисю назывались также ами-сю или гободзу-сю.
Сама система добосю при сёгунате была заложена в конце 14 века при Асикага Ёсимицу, которому служили первые официальные добосю - шесть буддийских монахов школы дзисю. Добосю отвечали за самые разные сферы искусства. Среди них – музыка и театр, например, саругаку («обезьянья музыка») и театр Но. Добосю разбирались в китайской живописи, отвечали за приобретение и хранение художественных ценностей, создавали сады. И даже отвечали за кулинарное искусство: были знатоками китайской кухни и занимались её приготовлением.
В период Хигасияма большинство добосю были тоже из числа монахов школы Дзёдо («Чистая Земля») и имели творческие псевдонимы «Ами» (от Амида Будды). Они были искусны в создании Икибана, проведении чайных церемоний, поэтическом искусстве рэнга, ландшафтном дизайне и т.д.
Наиболее известным среди добосю периода Муромати был Ноами (能阿弥, 1397 - 1471). Ноами в молодые годы обучался наклеиванию картин на твердую основу (картон, свитки из плотной бумаги и т. п.), но со временем стал знатоком китайской живописи сунского периода и экспертом по изделиям художественных промыслов, привозившимся из Китая. Он пользовался известностью как поэт и художник, разбирался в архитектуре. Традиция утверждает (правда документальных свидетельств не сохранилось), что Ноами был выдающимся мастером аранжировки цветов и подбора благовоний. Одной из служебных обязанностей Ноами, которую он делил с сыном и внуком, являлись учет и оценка изделий китайских мастеров. В основном это были живопись, каллиграфия, вазы и разнообразная чайная утварь, хранившаяся в доме сёгуна, причем к последней, как говорят, он проявлял особый интерес.
Династия добосю Ами - Ноами, его сын Гэйами (1431-1485) и внук Соами (ум. 1525 г.) - внесла большой вклад в становление «культуры Хигасияма» – создали архитектурный стиль «Сёин-дзукури», стиль живописи «Кокусю» или «Кокуко», стиль поэзии рэнга – «Сосё» и «чайный стиль Хигасияма» или «чаепития в гостиных».
Соами считается создателем знаменитых Садов камней в монастыре Рёан-дзи (竜安寺) и субхраме Дайсен-ин (大仙院) монастыря Дайтоку-дзи в Киото. Дзенами (善阿弥, 1386 – 1482), еще один добосю периода Муромати, тоже играл активную роль в создании японских садов.
По преданиям Мурата Дзюко, первый патриарх японской чайной церемонии, обучался у представителей династии Ами искусству икибана и тонкостям научной экспертизы китайских произведений искусства.
С падением сёгуната Асикага институт добосю перешёл на службу последующим правителям Японии - Ода Нобунага и Хидэёси Тоётоми, а позже – и клану Токугава. В 1580 году Масацугу Сиро Тани (известный впоследствии как основатель рода Утида) из клана Токугава сменил своё имя на Дзенами и служил в качестве добосю будущему сёгуну Токугава Иэясу.
В период Эдо добосю находились под контролем вакадосиёри (младшего государственного советника военного правительства), участвовали в управлении замком Эдо-дзё, а также курировали деятельность буддийских монахов, занимавших должность окубо-дзу.