Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Соами. Ли Бай, созерцающий водопад (фрагмент)

Добосю

Добосю – круг лиц, выполнявших в периоды Муромати и Эдо разного рода поручения и обслуживавших определённые интересы сёгуната в сфере культуры и искусства. Часто их называют советниками сёгунов по культуре, хотя их деятельность не сводилась только к роли советников. Некоторые авторы термином «добосю» обозначают сам институт советников сёгуна по культуре и искусству.

ЛотосНоами. ЛотосНоами. «Лотос»
Художественный музей Масаки

Происхождение термина «добосю» и самих добосю связывают с разными ответвлениями (подшколами) амидаизма (Дзёдо, «Чистая земля»). Так Синран (1173-1262), основатель Дзёдо-синсю, упорно отказывался называть своих последователей учениками и именовал их добо (приятелями) или догё (спутниками).

Синран СёнинПортрет СинранаПортрет Синрана
Национальный музей Нара

Возможно, от Синрана этот термин перекочевал к последователям другой амидаисткой школы – Дзёдо-дзисю, которую основал Иппэн Тисин (一遍, 1239 - 1289). Эта школа объединяла людей, обладавших художественными или литературными талантами.

Сосновая роща в МихоНоами. Сосновая роща в МихоНоами. «Сосновая роща в Михо»
Художественный музей Эгава

Первоначально последователи школы были странствующими монахами. Иппэн со своими учениками путешествовал по Японии и проповедовал свое учение. В качестве вещественного подтверждения того, что единожды произнесший нэмбуцу уже заслужил спасение, он выдавал амулет (фусан), на котором было написано шесть иероглифов: «Ha-му А-ми-да буцу». Амулет не только обеспечивал верующему после смерти место в «чистой земле», но и служил защитой в этой жизни. Впоследствии Иппэн пришел к убеждению, что амулеты надо раздавать всем, а не только тем, в ком «пробудилась вера». Поэтому он посвятил всю оставшуюся жизнь раздаче амулетов и произнесению проповедей среди простых людей.

Цветы и птицы четырёх сезоновНоами. Цветы и птицы четырёх сезоновНоами. Цветы и птицы четырёх сезоновНоами. «Цветы и птицы четырёх сезонов»
Художественный музей Идемицу. Токио

Важную часть ритуала в Дзисю составляли танцы с произнесением нэмбуцу — одори нэмбуцу, поскольку Иппэн истолковывал буквально слова Шаньдо, что, постигнув истину, тот «танцевал от радости». Поэтому Иппэн стремился привлечь к массовому групповому танцу, исполнявшемуся прямо на улицах, максимальное число людей, которые во время танца приходили в состояние экстаза.

Хотэй | КаннонНоами. Хотэй, указывающий на лунуНоами. Каннон в белых одеяньяхНоами. 15 век
«Хотэй, указывающий на луну» | «Каннон в белых одеяньях»
Музей искусств Метрополитэн | Собрание Токиваяма

Сторонники Дзисю мало заботились о том, чтобы пополнять ряды своих адептов, считая своим первостепенным долгом помогать тем, кто, погрязнув в пороках, не способен собственными силами достичь освобождения. Они отправлялись даже на поля сражений, где после битвы убеждали умиравших воинов произносить нэмбуцу, чтобы обеспечить им место в «чистой земле». Известно, что когда в 1333 г. «войска Ходзё потерпели поражение под Камакура, на поле битвы не стихали нэмбуцу и молитвы, которые воины обеих армий произносили по настоянию святых школы Дзи».

Созерцание водопадаГэйами. Созерцание водопадаГэйами. Созерцание водопадаГэйами. «Созерцание водопада». 1481 г.
Художественный музей Нэдзу. Токио

Благодаря этому последователи школы дзисю пользовались уважением и получали поддержку со стороны самурайского сословия. Позже, именно из монастырей школы дзисю распространились такие виды искусства, как поэзия рэнга и искусство икибана.

ПейзажСоами. ПейзажСоами. «Пейзаж»
Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк

В отличие от других буддийских школ объектом поклонения амидаистов был Амида (Амитабха) Будда. Поэтому многие последователи школы Дзисю брали себе в качестве творческих псевдонимов имя Ами. Это стало своего рода обычаем, независимо от того, принял ли человек монашеские обеты или оставался мирянином. Например, известный учитель китайской музыки Канами (観阿弥, 1333 – 1384) и учитель циркового искусства Дзэами (世阿弥, 1363 - 1443) не были буддийскими монахами.

Помимо добо-сю последователи школы дзёдо-дзисю назывались также ами-сю или гободзу-сю.

Ли Бо любуется водопадомСоами. Ли Бо любуется водопадом на горе ЛушаньСоами
«Ли Бо любуется водопадом на горе Лушань»
Музей азиатских искусств Сан-Франциско

Сама система добосю при сёгунате была заложена в конце 14 века при Асикага Ёсимицу, которому служили первые официальные добосю - шесть буддийских монахов школы дзисю. Добосю отвечали за самые разные сферы искусства. Среди них – музыка и театр, например, саругаку («обезьянья музыка») и театр Но. Добосю разбирались в китайской живописи, отвечали за приобретение и хранение художественных ценностей, создавали сады. И даже отвечали за кулинарное искусство: были знатоками китайской кухни и занимались её приготовлением.

Тигр и ДраконСоами. ТигрСоами. ДраконСоами (Синсо). «Тигр и Дракон»
Частная коллекция

В период Хигасияма большинство добосю были тоже из числа монахов школы Дзёдо («Чистая Земля») и имели творческие псевдонимы «Ами» (от Амида Будды). Они были искусны в создании Икибана, проведении чайных церемоний, поэтическом искусстве рэнга, ландшафтном дизайне и т.д.

Серебряный Павильон на горе Хигасияма

Наиболее известным среди добосю периода Муромати был Ноами (能阿弥, 1397 - 1471). Ноами в молодые годы обучался наклеиванию картин на твердую основу (картон, свитки из плотной бумаги и т. п.), но со временем стал знатоком китайской живописи сунского периода и экспертом по изделиям художественных промыслов, привозившимся из Китая. Он пользовался известностью как поэт и художник, разбирался в архитектуре. Традиция утверждает (правда документальных свидетельств не сохранилось), что Ноами был выдающимся мастером аранжировки цветов и подбора благовоний. Одной из служебных обязанностей Ноами, которую он делил с сыном и внуком, являлись учет и оценка изделий китайских мастеров. В основном это были живопись, каллиграфия, вазы и разнообразная чайная утварь, хранившаяся в доме сёгуна, причем к последней, как говорят, он проявлял особый интерес.

Восемь видов рек Сяо и Сян Соами. Восемь видов рек Сяо и Сян. Фусума-эСоами. «Восемь видов рек Сяо и Сян» (фусума-э)
Субхрам Дайсэн-ин монастыря Дайтокудзи

Династия добосю Ами - Ноами, его сын Гэйами (1431-1485) и внук Соами (ум. 1525 г.) - внесла большой вклад в становление «культуры Хигасияма» – создали архитектурный стиль «Сёин-дзукури», стиль живописи «Кокусю» или «Кокуко», стиль поэзии рэнга – «Сосё» и «чайный стиль Хигасияма» или «чаепития в гостиных».

Восемь видов рек Сяо и СянСоами. Восемь видов рек Сяо и СянСоами. Восемь видов рек Сяо и СянСоами. «Восемь видов рек Сяо и Сян»
Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк

Соами считается создателем знаменитых Садов камней в монастыре Рёан-дзи (竜安寺) и субхраме Дайсен-ин (大仙院) монастыря Дайтоку-дзи в Киото. Дзенами (善阿弥, 1386 – 1482), еще один добосю периода Муромати, тоже играл активную роль в создании японских садов.

Сад камней в Рёан-дзи

По преданиям Мурата Дзюко, первый патриарх японской чайной церемонии, обучался у представителей династии Ами искусству икибана и тонкостям научной экспертизы китайских произведений искусства.

ПейзажМурата Дзюко. ПейзажМурата Дзюко. «Пейзаж»
Музей искусств Номура. Киото

С падением сёгуната Асикага институт добосю перешёл на службу последующим правителям Японии - Ода Нобунага и Хидэёси Тоётоми, а позже – и клану Токугава. В 1580 году Масацугу Сиро Тани (известный впоследствии как основатель рода Утида) из клана Токугава сменил своё имя на Дзенами и служил в качестве добосю будущему сёгуну Токугава Иэясу.

В период Эдо добосю находились под контролем вакадосиёри (младшего государственного советника военного правительства), участвовали в управлении замком Эдо-дзё, а также курировали деятельность буддийских монахов, занимавших должность окубо-дзу.