Цуйтатэ-сёдзи (衝立障子), или сокращённо цуйтатэ (衝立), - одностворчатая ширма, которая широко использовалась в Японии, как минимум, с периода Асука (538-710), но широкое распространение как предмет интерьера жилых помещений она получила в период Хэйан (794 - 1185).
Цуйтатэ-сёдзи представляла собой отдельно стоящую напольную ита-сёдзи (板障子, деревянная ширма) либо фусума-сёдзи (襖障子) - деревянный каркас, покрытый с обеих сторон слоями плотной бумаги (или шёлка, особенно в ранние периоды). Цуйтатэ устанавливались на деревянную подставку. Деревянная рама (каркас) и подставка часто покрывались лаком, а шёлк или бумага были расписаны живописью, например, популярными картинами в жанре сики-э (картины четырёх сезонов). Более дорогие экземпляры цуйтатэ-сёдзи украшались позолоченной фурнитурой из бронзы.
И многостворчатые ширмы (бёобу) и одностворчатые (цуйтатэ) были заимствованы из Китая. Но и те, и другие обозначались в Китае одним термином - «пинфэн» (屏風, яп. «бёобу»). Термин «пинфэн» впервые появился в записях из Китая династии Хань. Документальный источник, относящийся ко времени династии Хань, определяет «пинфэн» как предмет интерьера, который препятствует (пин, 屏) ветру (фэн, 風) дуть в комнату. В своей первоначальной форме, как полагают, он представлял собой свободно стоящий однопанельный экран, который в Японии получил название цуйтатэ (衝立). Первые ширмы, завезённые в Японию из Китая в период Асука, имели, по-видимому, форму именно цуйтатэ сёдзи, и в конструкции этих ранних образцов вместо двух слоёв шёлка использовались бамбуковые жалюзи (мусиро, 莚) или циновки (комо, 薦). Сам же термин «цуйтатэ» имеет чисто японское происхождение и означает «препятствовать, противостоять».
Предположительно в ранние периоды цуйтатэ-сёдзи чаще использовались в буддийских монастырях, чем в светской архитектуре. В инвентарной ведомости буддийского монастыря Садайдзи (西大寺資材流記帳, Сайдадзи Сидзай Рукитё), составленной в 780 году, встречается первое упоминание о буддийских картинах на цуйтатэ-сёдзи.
В Японии периода Хэйан цуйтатэ сёдзи стали использоваться в помещениях традиционного стиля синдэн-дзукури (寝殿造) для защиты от ветра или от яркого солнечного света. Ещё одно назначение цуйтатэ сёдзи – защита помещения от проникновения злых духов (негативных энергий), для этого цуйтатэ часто устанавливались между входом «генкан» (玄関) и парадным залом. Но в основном они использовались для организации жилого пространства: создания приватных зон (комнат) внутри больших залов/помещений.
Начиная с периода Камакура, для разделения помещений на комнаты стали использоваться раздвижные перегородки (фусума), и цуйтатэ-сёдзи стали постепенно утрачивать свою популярность. Но полностью из обихода они не вышли и используются в японских интерьерах даже в наши дни, и как элемент декора, и как средство разделения внутреннего пространства на зоны.