Какэмоно (掛物, «подвесная вещь») – особым образом смонтированный висячий (вертикальный) свиток с картиной или каллиграфией (бокусэки). Размещается обычно в нише-токонома или на стене.
Альтернативные названия какэмоно – какэдзику (掛軸, «подвесная ось»), какэфуку (掛幅, «подвесной прилавок для картин»), дзикумоно (軸物, «вещь на оси»), дзику (軸, дословно «ось») и фуку (幅, дословно «прилавок для картин»). Вышедшие из употребления названия – какэ-э (掛絵, «подвесная картина») и какэдзи (掛字, «подвесное слово/иероглиф»).
Картина или бокусэки клеится на специальное основание - хёсо (表装, «обложка») или хёси (表紙, «обложка»), выполняющее одновременно функцию подложки и рамки. В качестве материала для хёсо используются бумага, золотая или серебряная парча, сатин и пряжа. К верхней и нижней частям хёсо крепятся деревянные рейки (перекаладины). Верхняя перекладина, тонкий полуцилиндрический валик, называется хёмоку (表木, «передняя планка») или хассо (発装, дословно «начало»). На хассо крепится шнур (хэндзё), с помощью которого свиток вешается на стену. Нижний конец хёсо плотно обматывается вокруг нижней перекладины – дзикуги.
Считается, что зарождение этого вида оформления (оправы) произведений живописи и каллиграфии относится к периоду правления династии Тан в Китае. Прототипом висячего свитка, или какэмоно, возможно, послужили свитки с буддийскими сутрами, которые крепились к цилиндрическому стержню и наматывались на него для удобства хранения. Определённую роль сыграло и увлечение настенной живописью, мода на которую пришла в танскую культуру из Тибета. Подобная роскошь была доступна не для всех слоёв населения, а висячие свитки с копиями известных образцов настенной живописи ввиду своей компактности были удобны и при хранении, и при транспортировке.
Японский способ оформления висячих свитков уходит корнями в Китай досунского периода (до 960 года) и существует в разных вариациях, в т.ч. хондзон-хёгу (本尊表具, религиозный стиль), ямато-хёгу (大和表具, японский стиль) и бундзин-хёгу (文人表具, литературный стиль). Современный китайский способ оформления свитков относительно прост в сравнении с японским стилем. Некоторые детали, характерные для японского способа оформления свитков, например, фуутай или итимондзи (см. ниже), перестали использоваться в Китае ещё при династиях Сун и Юань. По-видимому, сами какэмоно и способ их оформления (оправы) пришли в Японию из Китая ещё в период Хэйан вместе с эзотерическим буддизмом.
В период Камакура какэмоно получили в Японии широкое распространение. Оформленные в стиле хондзон-хёгу, они использовались в основном в синтоистских и буддийских монастырях и выполняли исключительно религиозную, а не декоративную функцию.
В период Муромати, благодаря проникновению Дзен во все сферы общественной жизни, с одной стороны, и благодаря увлечению китайскими вещами (карамоно), свитки-какэмоно с китайской живописью или японской живописью в стиле канга стали встречаться и в светских жилищах, где они выполняли уже чисто эстетическую функцию. В конце 15-го века появился новый стиль гражданской архитектуры – сёин-дзукури (書院造), и вместе с ним свитки-какэмоно прочно вошли в светскую жизнь. Их стали вывешивать в нишах-токонома (床の間) вначале повсеместно, а после - только в резиденциях знати или богатых и влиятельных людей.
На популяризацию какэмоно повлияло и широкое распространение чайного культа. В период становления чайной церемонии свитки-какэмоно стали ассоциироваться с различными чайными ритуалами, такими как «Чайный стиль Хигасияма» («сёин-но-тя») и «ваби-тя» (или «тяною»).
В итоге какэмоно стал преобладающим способом оформления и отображения живописи и каллиграфии и обрёл неразрывную связь с важнейшими элементами сёин-дзукури – нишей-токонома, полкой-тигаидана и т.д. Пейзажи (сансуйга), «цветы и птицы» (катёга), буддийско-даосская живопись (досякуга), каллиграфия (особенно каллиграфия дзенских монахов), китайская поэзия, фрагменты старых документов и горизонтальных свитков; наброски, сделанные с натуры – вот далеко не полный перечень предметов, оформлявшихся в виде какэмоно.
Какэмоно, предназначавшиеся для одиночного экспонирования, назывались доппуку (独幅, «отдельный/независимый»). Достаточно часто несколько какэмоно, объединённых единым сюжетом, выставялись как наборы, цуйфуку (対幅, «парный прилавок для картин»). К ним относятся софуку (双幅, пара или диптих) или санпуку-цуй (三幅対, триптих). Тем или иным традиционным сюжетам живописи соответствовал определённый вид цуйфуку. Например, «Тигр и Дракон» выставлялся как диптих (софуку), а «Каннон, Обезьяна и Журавль» - как триптих (санпуку-цуй). Известны также наборы из четырёх какэмоно, йонпуку-цуй (四幅対), для пейзажей «Четырёх времён года»; наборы из шести какэмоно – роппуку-цуй (六幅対); наборы из восьми какэмоно – хэппуку-цуй (八幅対) - для «Восьми видов рек Сяо и Сян»; и даже наборы из двенадцати свитков, - дзюунифуку-цуй (十二幅対), - для пейзажей на тему Двенадцати месяцев.
Каждая деталь японского какэмоно имеет свое конкретное название, и названия деталей могут варьироваться в зависимости от типа оправы (оформления), для которого они используются.
Приводим перечень основных деталей какэмоно:
Термин «хонси» (本紙, «это полотно») относится к самой живописи или каллиграфии. Для хонси используется рисовая бумага, шёлк или белый атлас. Остальная часть монтажа, за исключением хонси, называется «хёси» или «хёсо» (表紙, 表装, «обложка»).
Итимондзи (一文字, дословно «одно слово») - узкие полоски ткани, используемые в горизонтальных областях непосредственно над и под хонси. Как правило, верхняя итимондзи бывает вдвое шире нижней итимондзи. Обычно для итимондзи выбирают самые лучшие ткани, такие, как золотая или серебряная парча.
Тюбэри (中縁, дословно «средний край») или тюмаваси (中廻し) - полоски ткани, которые проходят вдоль хонси со всех четырех сторон, выше и ниже итимондзи и справа и слева от собственно хонси. Те полосы, которые граничат с хонси справа и слева, называются хэри (縁) или хасира (柱). Нижняя тюубэри, как правило, в два раза шире итимондзи, а верхняя тюубэри - в два раза шире нижней тюубэри. Ткань, используемая для тюубэри, обычно уступает по качеству той, что используется для итимондзи.
Дзё-гэ (上下) – части какэмоно, граничащие с тюубэри, т.е. расположенные над верхней тюубэри и под нижней тюубэри. Качество тканей, используемых для дзё-гэ, как правило, несколько ниже, чем тех, которые используются для тюубэри. По отдельности верхняя часть дзё-гэ называется дзё (上, дословно «вверху/высокий»), а нижняя, соответственно, - гэ (下, дословно «внизу/нижняя часть/под»).
Собэри (総縁, общая граница) – термин, обозначающий область хёсо, окружающий полотно картины или каллиграфии (хонси) со всех сторон. Собэри включает в себя дзё-гэ и хасира (вертикальные полоски тюбэри).
Фуутай (風帯, дословно «ветряная лента») - две длинных узких полоски ткани, пришитые к верхней перекладине (хассо) и спускающиеся вниз. Их длина совпадает с высотой верхней части хёсо, дзё (上), или немного превышают её, опускаясь на тюубэри. Для фуутай, как правило, используют те же ткани, что и для итимондзи.
Из других элементов висячего свитка следует упомянуть макигину (巻絹) или увамакигину (上巻絹), который представляет собой чрезвычайно тонкий участок шёлковой ткани, прикреплённый вверху тыльной стороны хассо и видимый, когда свиток находится в свёрнутом состоянии.
Существуют разные стили оформления (хёгу) какэмоно.
Хондзон хёгу (本尊表具), или Будда хёгу (仏表具), или Священный хёгу (神聖表具) – один из самых ранних стилей оформления свитков, в котором дзё-гэ окружает тюмаваси по всему периметру, а не только сверху и снизу. Термин хондзон (本尊), составленный из иероглифов 本 (источник, корень, первооснова, базис) и 尊 (благоговеть, почитать, уважать) можно перевести, как «основная святыня», «главный объект почитания». Хондзон хёгу использовался только для свитков, изображающих синтоистских божеств или в буддийской традиции - Будду, бодхисатв, архатов. Например, какэмоно в жанре досякуга помещались в центральном зале главного здания буддийского монастыря, - Буцудо (仏殿, или Хондо, 本堂), - в качестве основного изображения Будды или киодзи-вакидзи (脇侍, изображения Бодхисаттв). В других комнатах Буцудо тоже можно было встретить подвесные свитки с буддийской живописью.
Ямато хёгу (大和表具) – самый распространенный стиль. Стандартный вариант оформления состоит из основных элементов: хонси, итимондзи, тюубэри (тюмаваси), дзё-гэ и фуутай.
Какэмоно в стиле ямато хёгу условно делится на три части (составляющих): «верхнюю» (天, тэн, Небо), «среднюю» (中廻し, тюмаваси, середина) и нижнюю (地, ти, Земля).
В рамках ямато хёгу существует несколько подстилей. Один из критериев дифференциации, функциональный, заимствован из искусства каллиграфии. Он обозначается термином : син-гё-со (真行草). Син (真) переводится как «формальный/официальный», гё (行) - как «полуофициальный» и со (草) – как «неофициальный».
Официальный стиль син (真) имеет схожие черты с хондзон хёгу: дзё-гэ окружает тюмаваси по всему периметру, а не только сверху и снизу. Но при этом вертикальные полосы тюмаваси, называемые хасира, делаются очень узкими, едва заметными (их называют – косудзи, 小筋). Верхняя, средняя и нижняя части выражены нечётко, их границы определяются по верхним и нижним краям тюбэри.
Полуофициальный стиль гё (行) - классический вариант оформления, в котором тюбэри (тюмаваси) окружают хонси со всех четырёх сторон, выше и ниже итимондзи и справа и слева от собственно хонси. Верхняя, средняя и нижняя части чётко выражены.
Какэмоно, используемые в чайной церемонии, оформлялись в неофициальном стиле, со (草), и получили название рикю-хёгу (利休表具, «стиль Рикю») по имени патриарха японской классической чайной церемонии Сэн-но Рикю. Другое название стиля – тякакэ-хёгу (茶掛表具, «чайный стиль»). Рикю-хёгу включает в себя итимондзи, фуутай, тюубэри и дзё-гэ. Отличительной особенностью рикю-хёгу являются узкие вертикальные полосы тюубэри (хасира).
Бундзин-хёгу (文人表具, литературный стиль) имеет более позднее происхождение, он появился в Японии в период Эдо на волне интереса к китайской живописи династий Мин и Цин. Стандартный вариант оформления состоит из основных элементов: хонси, итимондзи и тюубэри (тюмаваси), причем особой характеристикой является отсутствие дзё-гэ, а ткань тюбэри (тюмаваси) полностью окружает хонси, занимая всю площадь основания (хёсо).
Существует несколько вариаций (субстилей) бундзин-хёгу: микири-хёгу (見切表具), фукуро-хёгу (袋表具), минтё ситатэ (明朝仕立) и тюгоку-хёгу (中国表具).
Минтё-ситатэ - стиль декорации какэмоно, в котором внешние края вертикальных полос тюубэри (хасира) украшаются специальной окантовкой (бордюром).
Микири-хёгу – стиль оформления какэмоно, в котором хонси (непосредственно картина или каллиграфия) обрамляются справа и слева не полосками ткани тюубэри (или хасира), а полосками ткани дзё-гэ. При этом элементы декорации тюубэри находятся лишь над и под итимондзи. Этот стиль имеет очень сильное сходство с официальным стилем син.
Фукуро-хёгу (袋表具) - стиль оформления какэмоно, в котором ткань тюбэри не используется, а в качестве собэри (общей границы) используется ткань дзё-гэ. В некоторых случаях в фукуро-хёгу отсутствуют даже итимондзи и фуутай. Периметр или окружность рисунка или каллиграфии в таком случае окружены тонкой полоской, называемой хосоми (細見) или хосоганэ (細金). Хосоми - это тонкая нить самых различных цветов шириной, как правило, 1,5 - 2 мм, максимум - 3 мм. Стиль оформления, в котором отсутствуют фуутай, называется также мару-хёгу (丸表具).
Хотя традиционно какэмоно имеют форму вытянутого вверх прямоугольника, т.е. их высота (длина) существенно больше, чем ширина (эта форма называется татэдзику, 縦軸, дословно «вертикальная ось», или дзёфуку, 条幅, «прилавок, шириной в параграф»), изредка встречаются подвесные свитки, ширина которых превышает их высоту, их называют йокофуку (横幅, дословно «горизонтальный прилавок для картин»).
Итак, какэмоно отличаются по стилю декорации, по соотношению высоты и ширины свитков, по количеству свитков в комплектах (наборах).