Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста

Тигаидана

Тигаидана - встроенные в стену и расположенные в шахматном порядке полки; которые являлись неотъемлемым элементом японского архитектурного стиля «сёйн-дзукури».

ТигаиданаПолка-тигаидана

Начиная с периода Камакура, центральным компонентом монашеского жилища в буддийском монастыре являлось окно-фонарь, напоминающее эркер, где монах занимался чтением и переписыванием буддийских книг. Эта часть помещения называлась сёин - «ученая келья», или «кабинет» (буквально «сёин» означает «помещение для письма»). В келье обязательно имелась ниша с приподнятым в ней полом - её называли токонома, - в которую помещали изображение Будды. В особой нише рядом с токонома устраивалась тигаидана (буквально «полка с различными [уровнями]»). Она представляла собой две расположенные друг над другом полки, каждая из которых имела вид не ровной доски, а двух идущих слева направо горизонтальных ступеней. Полки крепились к внутренним боковым стенкам ниши и к центральной части задней ее стенки. На тигаидана хранились свитки с текстами буддийских сутр и трактатов.

Токонома и тигаиданаТоконома и тигаиданаТигаидана и оси-ита (слева) и токонома (справа)

Во второй половине XV века, в период Хигасияма, полка-тигаидана перешла из буддийской храмовой в гражданскую архитектуру. Творцом нового светского стиля архитектуры стал Ноами, один из добосю при сёгуне Асикага Ёсимаса. Полка-тигаидана стала использоваться в светском интерьере одновременно с нишей-токонома (яп. 床の間) и прикрепленным столом оси-ита (яп. 押板). То, что в буддийских кельях было отдельно стоящим книжным шкафом для свитков и других буддийских предметов, стало в светских жилищах встроенным в стену складским помещением, прилегающим к нише-токонома отсеком, который иногда был открыт, а иногда закрыт раздвижными дверями (фусума).

Токонома и тигаиданаТоконома и тигаиданаТоконома (слева) и тигаидана (справа)

Обычно полка-тигаидана располагалась сбоку от ниши-токонома. Две полочные доски закреплялись на разных уровнях, между ними был вставлен небольшой столб эбицука (海老束), а к краю верхней полки были прикреплены небольшие краевые планки фудэгаэси (筆返し).

В верхней или нижней части полки-тигаидана (либо и в верхней, и в нижней одновременно) были предусмотрены закрытые полки-шкафчики. Верхние полки назывались тенбукуро (яп. 天袋), а нижние - дзибукуро (地袋).

Токонома и тигаиданаТоконома и тигаиданаТоконома (слева) и тигаидана (справа)

В монастырских жилищах полки-тигаидана имели чисто утилитарное предназначение: использовались для повседневного хранения часто используемых личных вещей. В период Муромати тигаидана стали использоваться в декоративных целях, первоначально в особняках Асикага Ёсимаса (1436-1490), Огавагосё (小川御所) и Хигасияма-доно (東山殿). В «Записках об украшениях [, принадлежащих сёгуну]» (яп. «Окадзари ки»), автором которых был Соами, описываются украшения комнат в этих двух особняках с рисунками полок вместе с оси-итой и описаниями способов изготовления полок и способов их декорирования. Например, тигаидана в Приёмном Зале «Хигасигётэн» (東御殿), Огавагосё, была сооружена под прямым углом к оси-ите; была шириной чуть меньше 2 м, с верхними и нижними закрывающимися полками и двумя рядами открытых полок, расположенных в шахматном порядке (такое расположение называется сикири-тигаидана, 仕切違い棚). На верхней полке стояла курильница благовоний, чайный сосуд на маленьком подносе и маленькая чаша на подставке, а на нижней полке располагались приборы, связанные с подачей кайсэки (懐石, изысканная кухня Киото). Это был наиболее типичный набор предметов, представленных на полках-тигаидана. В число этих предметов часто также включали чернильницы с тушью, судзури (硯), и писчую бумагу, книги и инструменты для чайной церемонии, такие как чайные чашки тяван (茶碗) и бамбуковые чайные венички.

Токонома и тигаиданаТоконома и тигаиданаТоконома (слева) и тигаидана (справа)

Примерно в это же время, в период Муромати, был огромный спрос на предметы искусства и коллекционирования, ввезённые из Китая. И полки-тигаидана стали использоваться для экспозиции произведений декоративного искусства и мэйбуцу, счастливым обладателем которых был хозяин дома. На полках-тигаидана, расположенных рядом с нишей-токонома, стояли чайные чашки, кувшины и различные редкостные и антикварные вещи, привезенные из Китая.

Токонома и тигаиданаТоконома и тигаиданаТоконома (слева) и тигаидана (справа)

Самый старый сохранившийся пример тигаиданы можно увидеть в Тогудо (東求堂) рядом с Гинкакудзи, Серебряным Павильоном, в Киото. Эта тигаидана, шириной около 1 м, сооружена рядом с прикрепленным столом (оси-ита) в комнате размером 4,5 татами под названием «Донинсай» (同仁斎) и состоит из трёх полок, расположенных в шахматном порядке друг над другом. По преданиям эту комнату создал первый патриарх Пути Чая Мурата Дзюко.

Серебряный Павильон на горе Хигасияма

После периода Момоямы полки-тигаидана обычно сооружались рядом и в один ряд с нишей-токонома, и в конструкцию полок были внесены изменения. Например, тенбукуро и дзибукуро использовались лишь изредка.

Сохранившиеся полки-тигаидана периода Эдо (17 век) в императорских дворцах Кацура Рикю (桂離宮) и Сюгакуин Рикю (修学院離宮) в Киото имеют сложную конструкцию и построены с большим техническим мастерством.

P.S. Отрывок из «Намбо-року» («Записок Намбо») Намбо Сокэя:

«На полку-тигаидана кладут свернутые в рулон картины, свитки с японскими и китайскими стихами, ручное зеркальце с ручкой, определитель картин, курильницу благовоний, которую можно слушать [яп. кикигоро. Особого рода курильница благовоний с отводной трубкой, через которую «слушают» благовония. Такие курильницы после возжигания в них благовоний держат в руках и никогда не ставят в нишу, на столик или на полку], корзину с едой, бронзовый сосуд, чашу, подставку для чаши, а также чашу для всадника [чаши, из которых самураи пили сакэ, сидя верхом на лошади], зеркало, подставку для зеркала, ручку для зеркала, ящичек для [хранения] курильницы благовоний, ящичек для погружения [в воду], курильницы благовоний в форме дикой утки, мандариновой утки, льва, тушечницу и писчую бумагу. На нижней доске [полки-тигаидана] стоят также камни, куклы, горшок с аиром японским; в маленькую цветочную вазу [можно] также поставить цветы.

* По книге Игнатовича А.Н. «Чайное действо». Москва. Стилсервис. 2011 г.