Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста

В этом разделе размещены небольшие пояснительные тексты и статьи, посвящённые видам, стилям, жанрам, популярным темам и сюжетам китайской и японской живописи, а также различным школам (направлениям) японской живописи и отличительным техникам живописи, которые использовались внутри того или иного стиля.

Начиная с периода Хэйан, картины на китайские темы относились к направлению «кара-э», а картины на специфически японские, национальные темы – к «ямато-э». По цветовой гамме работы мастеров кисти разделяют на «сайсикига» (彩色画, полихромная живопись) и «суйбокуга» (水墨画, монохромная живопись тушью).

В изобразительном искусстве основные жанры определяются, прежде всего, по предмету изображения или по характеру интерпретации этого предмета. Так, развитие ямато-э в Японии в период Хэйан неразрывно связано с жанром мэйсё-э (картины известных мест) и сезонными темами, «цукинами-э» (картины сменяющихся месяцев) и «сики-э» (картины четырёх сезонов). В рамках дзенской живописи преобладающими жанрами были досякуга (даосско-буддийская живопись), катёга («цветы и птицы»), тиндзо (портреты дзенских мастеров) и сансуйга (идеализированные пейзажи). Вышеперечисленные жанры были заимствованы из китайской живописи и пользовались популярностью среди художников, работавших в основном в стиле суйбокуга (кара-э).

Портрет поэта Фудзивара-но Накафуми. Тридцать шесть Бессмертных японской поэзии. Версия Сатакэ

Касэн-э (歌仙絵) - портреты «Бессмертных» представителей японской поэзии (касэн, 歌仙); разновидность реалистической портретной живописи нисэ-э (似絵), зародившаяся в поздний период Хэйан и сформировавшаяся в период Камакура.

Сэссю Тойо. Четыре благородных искусства

Кинкисёга (琴棋書画, кит. цинцишухуа), или котогосёга, - «четыре благородных искусства» или «четыре изящных искусства» – тема китайской и японской средневековой живописи, предметом которой были такие почитаемые китайской учёной и литературной элитой изящные развлечения, как игра на Цинь (琴, яп. Кин); игра в китайские шахматы или Ци (棋, яп. Ки); практика каллиграфии – Шу (書, яп. Сё); и живопись - Хуа (画, яп. Га).

Ли Чжаодао. Путешествие Минхуана в Шу

Кинпэки сансуй (金碧山水, цзинби шаншуй), дословно - «сине-зелёно-золотой пейзаж», техника китайской живописи, использовавшаяся в сэйрёку сансуй, сине-зелёных пейзажах. Кинпэки сансуй считался в Китае декоративным придворным стилем живописи.

Иллюстрированная биография святого Иппэна

Косодэн-э (高僧伝絵) – буквально «иллюстрированные биографии высокопоставленных монахов», – иллюстрированные жизнеописания почитаемых буддийских патриархов и прославленных монахов; один из жанров малоформатной японской живописи. Иногда используется сокращённый вариант названия – э-дэн (絵伝, «иллюстрированные биографии»).

Канбун-бидзин (寛文美人, «красавицы эры Канбун») - общий и сравнительно недавно введённый в оборот термин, обозначающий картины второй половины 17 века с изображениями красивых женщин, в частности куртизанок; тема «живописи нравов и обычаев» (фудзокуга).

Гэндзи-моногатари-эмаки

Моногатари-э (物語絵, «картины к повести», «картины на тему повестей»), или э-моногатари (絵物語), - самостоятельный жанр живописи периода Хэйан. В первоначальном значении это были ручные свитки (эмакимоно), содержавшие иллюстрации к повестям (моногатари) и словесные пояснения к этим иллюстрациям (котобагаки); позднее под моногатари-э понималась живопись в различных форматах (от альбомных листов и сикиси до ширм и фусума), изображавшие сцены и персонажей из той или иной повести.

Мэйсё-э (名所絵, буквально «картины знаменитых мест») – один из тематических жанров «ямато-э», японская живопись прославленных мест (достопримечательностей) Японии в определённые характерные времена года. Наряду с сезонными темами цукинами-э («картины двенадцати месяцев») и сики-э («картины четырёх времён года») - мэйсё-э входит в число «трёх китов» ямато-э раннего периода развития.

Мурасаки Сикибу никки-эмаки (фрагмент)

Никки-э, или э-никки (日記絵, 絵日記) - иллюстрации к дневнику или иллюстрированный дневник; термин, относящийся к самостоятельному жанру живописи периода Хэйан. Позднее никки-э, так же как и ута-э, моногатари-э, энги-э и т.д., то есть вся светская живопись вплоть до 14 века, были отнесены к национальному направлению живописи ямато-э.

Фудзивара Госин. Портрет императора Ханадзоно

Нисэ-э (似絵, буквально – «картина-сходство», «картина-подобие») – жанр японской портретной живописи; реалистичные портреты придворных и самураев позднего периода Хэйан, периодов Камакура и Муромати, в отличие от идеализированных, формализованных изображений Будды, Бодхисаттв и буддийских монахов, сделанных в религиозных целях.

Икэ-но Тайга. Пейзаж с павильоном (фрагмент)

Рокаку сансуй (楼閣山水, кит. логэ шаньшуй) – «пейзаж с павильоном». Пейзажная тема, изображающая многоярусную башню или смотровой павильон в окружении живописной природы.

«Песчаный берег и сосны», или «Сосны на морском берегу», (浜松図, яп. хамамацу-дзу) - разновидность жанра мэйсё-э в японской живописи «ямато–э», картины, изображающие пологий волнистый песчаный берег или песчаную косу и продуваемые ветрами сосновые деревья.

Ракутю-ракугай-дзу (洛中洛外図, «картины с видами Киото и его окрестностей») – жанр японской живописи, возникший в конце периода Муромати под влиянием живописи мэйсё-э периода Хэйан. Часть искусствоведов считают «Виды Киото и окрестностей» составной частью жанра мэйсё-э. Предметом «ракутю-ракугай-дзу» были знаменитые места, фестивали и мероприятия в столице Киото и её окрестностях, изображённые с высоты «птичьего полёта» в сочетании с тщательной прорисовкой мельчайших деталей (людей и зданий).

Сэссон Сюкэй. Пейзаж в лунном свете

Сансуйга (山水画, кит. шаньшуйхуа, дословно «живопись гор и вод») - жанр китайской и японской живописи, изображающей идеализированную природу. Хотя обычно «сансуйга» переводится как «пейзажная живопись», этот перевод не совсем точен. Для обозначения «пейзажа» в том смысле, как он понимается в западной пейзажной живописи, более подходит термин «фукэйга» (風景画).

Сассибон, или сассубон (冊子本, буквально «небольшая книга», «небольшой том») - традиционные японские сброшюрованные рукописные книги небольшого объёма (буклеты), в которых сложенные листы бумаги с текстом или живописью склеивались или прошивались. Сассибон имели прямоугольную форму, в которой высота листа была больше, чем ширина.

Иллюстрированный буклет с Сутрой Лотоса. 12 век

Сасси-э (冊子絵) - картины (или иногда печатные иллюстрации) в формате буклета (см. сассибон), иллюстрирующие повести (моногатари-э), поэзию Вака (ута-э) или сутры. Термин «сасси-э» в первую очередь относится к изображениям в традиции ямато-э в отличие от картин кара-э, переплетённых в альбомы, которые называются гадзё (画帖) или гасацу (画冊).

Сёдзи-э (障子絵, лит. «картины на перегородках») – устаревший термин, использовавшийся в период Хэйан в отношении картин на сёдзи (перегородка). Сам термин сёдзи в современной архитектуре японского стиля относится к деревянной раме, оклеенной тонкой просвечивающей бумагой, но первоначально, в период Хэйан, под сёдзи понимались любые перегородки, как стационарные, так и переносные (складные). Это были двери, шторы, жалюзи, цуйтатэ (однопанельные напольные ширмы), бёобу (складные многостворчатые ширмы) и фусума (раздвижные перегородки). Но чаще всего термином «сёдзи» обозначали фусума (раздвижные перегородки) и цуйтатэ (напольная одностворчатая ширма).