Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста

В этом разделе размещены небольшие пояснительные тексты и статьи, посвящённые видам, стилям, жанрам, популярным темам и сюжетам китайской и японской живописи, а также различным школам (направлениям) японской живописи и отличительным техникам живописи, которые использовались внутри того или иного стиля.

Начиная с периода Хэйан, картины на китайские темы относились к направлению «кара-э», а картины на специфически японские, национальные темы – к «ямато-э». По цветовой гамме работы мастеров кисти разделяют на «сайсикига» (彩色画, полихромная живопись) и «суйбокуга» (水墨画, монохромная живопись тушью).

В изобразительном искусстве основные жанры определяются, прежде всего, по предмету изображения или по характеру интерпретации этого предмета. Так, развитие ямато-э в Японии в период Хэйан неразрывно связано с жанром мэйсё-э (картины известных мест) и сезонными темами, «цукинами-э» (картины сменяющихся месяцев) и «сики-э» (картины четырёх сезонов). В рамках дзенской живописи преобладающими жанрами были досякуга (даосско-буддийская живопись), катёга («цветы и птицы»), тиндзо (портреты дзенских мастеров) и сансуйга (идеализированные пейзажи). Вышеперечисленные жанры были заимствованы из китайской живописи и пользовались популярностью среди художников, работавших в основном в стиле суйбокуга (кара-э).

Сань-суан-ту (三酸図, яп. сан-сан-дзу, «Трое и скисшее вино») – традиционный сюжет в буддийской живописи о трёх Сань (三), китайских мудрецах династии Северная Сун, дегустирующих вино Суан (酸) из чана.

Кано Тосюн Ёсинобу. Трое смеющихся в Тигровой Балке

«Трое смеющихся в Тигровой балке» (虎溪三笑, кит. Хуси саньсяо, яп. Кокэй сансё) - сюжет китайской и японской живописи, аллегория экуменической теории Единства трёх учений – даосизма, буддизма и конфуцианства. Героями этого сюжета являются реальные исторические персонажи: поэт Тао Юаньмин (陶淵明, 365-447), даос Лу Сюцзин (陸修静, 406-477) и буддийский монах-учёный, основатель школы «Общество Белого лотоса», Хуэйюань (慧遠, 334-416), жившие в Империи Восточная Цзинь (東晉, 317-420 годы) в эпоху Шести династий.

 Тэндзёга в Зале Дхармы. Кэнтё-дзи.

Тэндзёга (天井画) – потолочные росписи, живопись на потолках или картины на потолках; одна из разновидностей сёхэкига (障壁画, живопись на стенах и перегородках).

Свиток из Тохоку-ин с картинами поэтического конкурса среди людей разных профессий

Утаавасэ-э (歌合絵, «картины поэтических состязаний») – жанр малоформатной японской живописи периода Хэйан; серия картин, как правило, в формате эмакимоно (горизонтальных свитков), иллюстрирующих поэтические состязания, утаавасэ (歌合).

Ута-э, или э-ута (歌絵, «поэзия с живописью» или «картина с поэзией») – живопись (картина), которая сопровождает (декорирует или иллюстрирует) японское стихотворение, ута (和) или вака (和歌); один из ранних жанров японской живописи, зародившийся и развивавшийся в период Хэйан.

«Утреннее солнце - Лунный свет» (朝陽対月, яп. «тёйо-тай-гэцу», кит. «чаояндуйюэ», буквально «Утреннее солнце против Луны») – тема дзенской живописи, которая, как правило, была представлена в формате двух настенных свитков (какэмоно). На одном свитке изображался монах, зашивающий свою одежду в лучах утреннего солнца, на втором свитке – монах, читающий сутру при свете луны. Фигуры монахов обычно обращены лицом друг к другу. Альтернативное название темы - «Шитьё монаха - Чтение сутр».

Камо-но-кэйба-дзу (賀茂競馬図, «картина фестиваля скачек») - тема «картин фестивалей» (сайрэй-дзу); а в более широком смысле - японской жанровой живописи фудзокуга («живопись обычаев и нравов»), посвящённая скачкам на лошадях в Cвятилище Камигамо (上賀茂神社, Камигамо Дзиндзя) в Киото. Альтернативное произношение праздника – «камо курабэ ума».

Ко второй половине 17 века всё большее число «картин развлечений» (популярный жанр фудзокуга) посвящались стильным молодым женщинам, их развлечениям, модным нарядам и причёскам. Эти картины сформировали определённый подвид «картин развлечений» (юраку-дзу) – «картины женских развлечений», или фудзё-юраку-дзу (婦女遊楽図), на которых изображались благородные дамы, фудзё (婦女), или чаще куртизанки, юдзё (遊女).

Фудзокуга (風俗画) - «живопись нравов и обычаев», картины, посвященные повседневной деятельности и особым развлечениям знати, самураев и простых горожан 16-17 веков. Японский термин «фудзокуга» эквивалентен западному термину «жанровая живопись», в том смысле, как он, например, применяется к некоторым голландским картинам 17 века.

Хасэгава Тохаку. Сосна и цветущие растения. Фусума-э

Фусума-э (襖絵) – картины на раздвижных панелях (фусума), сокращённое наименование фусума-сёдзи-э (襖障子絵), самой распространённой разновидности сёдзи-э. Как вид живописи, Фусума-э входит также в состав сёхэкига, сёхэйга и хэкига.

Сэссю Тойо. Пейзаж хабоку

Хабоку и хацубоку - это техники живописи, используемые в суйбокуга (монохромная живопись тушью). И та, и другая техника зародились в Китае. Хабоку и хацубоку – японские названия. Оригинальные (китайские) названия обеих техник произносятся одинаково – помо (хотя записываются разными иероглифами и имеют разный смысл). Из-за этого эти два термина часто путают друг с другом.

Любовная лирика придворного Такафуса, Такафуса-кё Цуякотоба эмаки, вторая половина 13 века, Национальный музей японской истории

Хакубё (白描) – техника рисования монохромной тушью, зародившаяся в Китае в период Сражающихся царств (V - III вв. до н.э.) и ставшая позднее, во времена династии Тан, самостоятельным стилем живописи и основой для развития суйбокуга. Хотя термин «хакубё» буквально означает «белый рисунок», на деле это техника, которая для определения формы, выражения движения и улавливания сути изображаемого объекта использует, как правило, чёрную тушь. Изредка вместо чёрной туши в хакубё применялась золотая или серебряная тушь.

Утамаро Китагава. Раскраска харицукэ-э

Харицукэ-э (貼付絵, буквально «приклеенная картина»), или харицукэга (貼付画), сокращённое название термина «кабэ харицукэ-э» (壁貼付絵, «приклеенная к стене картина») - картины на бумаге (или реже на шёлке), которые наклеиваются на неподвижные стены или панели внутри помещения. Харицукэ-э – одна из разновидностей сёхэкига (障 壁画), росписи стен и перегородок.

«Хонтё Гаси» (яп. 本朝画史) или «История живописи в Японии», опубликованная в 1691 году, обычно считается первой «полной» историей японской живописи. Эта работа считается самой ранней серьезной художественно-исторической работой в Японии и является фундаментальным источником для исследователей. В ней представлены биографии более 400 художников из древней Японии.

Настенные росписи из Хорюдзи Кондо. Фрагмент

Хэкига (壁画) - термин, относящийся к японским видам живописи. Среди искусствоведов нет полного единодушия относительно значения и, соответственно, устойчивого определения термина «хэкига», поэтому в зависимости от контекста и научных взглядов искусствоведов термин используется в различных значениях.